16 февраля должно было стать особым днем в истории второго правительства Арсения Яценюка. Уже накануне стало ясно, что подписи за отставку кабинета министров собирают не только депутаты из малочисленных “Самопомощи” и “Батькивщины”, но и их коллеги из самой большой фракции украинского парламента – президентской. Правда, наблюдателей могло бы насторожить, что президент не высказал своим депутатам никаких четких рекомендаций относительно голосования за отставку правительства. Но, тем не менее,позиция руководства фракции не оставляла никаких сомнений: судьба правительства решена.
Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
То, что нам предстоит всего лишь спектакль, стало ясно после президентского выступления. Глава государства заявил о необходимости отставки генерального прокурора Виктора Шокина и потребовал полной перезагрузки правительства. Многие украинские – и не только украинские журналисты – “клюнули” на жесткую критику правительства, прозвучавшую со стороны главы государства, в ряде СМИ появились броские заголовки о том, что Порошенко призвал к отставке Шокина и Яценюка. Между тем, интернет-представительство самого главы государства указало, что президент “призвал премьер-министра Арсения Яценюка к тотальному обновлению Правительства на основе действующей коалиции”. В самом обращении Порошенко подчеркнул, что у премьер-министра сохраняется возможность выбрать, каким образом реализовать этот запрос.
После этого стало ясно, что судьба Арсения Яценюка – по крайней мере, на ближайшие месяцы, до следующей сессии парламента – решена: он останется в кресле главы правительства. Но тогда возникает вопрос: для чего необходимо было столько говорить об отставке правительства, собирать подписи – а потом обеспечивать голосование, гарантирующее главе правительства и его министрам иммунитет?
В парламентских кулуарах, как это обычно и бывает в ситуации, когда не хотят замечать очевидное, говорят о чем угодно – вплоть до “олигархического сговора”. Но на самом деле все куда проще – речь идет о самой обычной ответственности.
Петр Порошенко действительно хочет отставки Арсения Яценюка. Премьер-министр – это единственный на сегодняшний день чиновник, который мешает сосредоточению всех полномочий по управлению страной – и, следовательно, всего объема влияний – в президентской администрации. К тому же соратники премьера руководят двумя министерствами, контроль над которыми жизненно важен для президента – МВД и министерством юстиции. Без этого контроля Петр Порошенко действительно остается главой парламентско-президентской республики. С этим контролем – и со своим премьером – он станет “настоящим” президентом.
Фото: Макс Требухов
Судя по тому, как талантливо и упорно – при этом с сохранением всех принципов действующей Конституции – Петр Порошенко добивается такого контроля – его представление о власти не допускает сохранения существующего баланса и вообще какого-либо баланса. Именно для этого и была запущена весьма успешная кампания по дискредитации премьер-министра, которая в результате перешла в компанию по дискредитации президентского окружения. И, по идее, Порошенко нужно было бы избавляться от Яценюка уже сейчас, пока борьба с президентскими соратниками не перешла в опасную фазу.
Но Порошенко слишком опытен, чтобы рубить шашкой наотмашь. Он прекрасно понимает, что такое вопрос ответственности. Если парламент большинством голосов отправит правительство Арсения Яценюка в отставку и откроет тем самым дорогу к досрочным выборам, то основная тяжесть ответственности за положение в стране ляжет не на кабинет Яценюка, а на то временное правительство, которое придет ему на смену.
Память украинского избирателя не просто коротка – она эмоциональна. К осени, когда граждане пойдут на выборы, они будут отождествлять свои проблемы уже не с Яценюком, а с действующим главой правительства. А Яценюк вновь станет героем электоральных ожиданий – как это, собственно было после Майдана, когда никем не любимый “кулявлоб” стал “самым европейским премьером”. А еще ответственность будут связывать с президентом – если во главе правительства будет его человек, а чей же еще?
Ответственность за ухудшившееся положение дел будут связывать и с теми политическими силами, которые отправили в отставку предыдущее правительство: полгода достаточный срок для того, чтобы рассказать как “мы делали реформы и обеспечивали стабильность, а они запороли”. И на фоне падающего курса гривныэти рассказы будут выглядеть весьма убедительно. А не упасть гривна не сможет, так как вряд ли МВФ станет предоставлять временному правительству кредиты. И с приватизацией придется повременить до появления стабильной власти. В этой ситуации неизбежно падение не только валютного курса, но и рейтингов БПП, “Батькивщины” и “Самопомощи” – как сил, которые взяли на себя ответственность за смену власти и только все испортили. Расти может только "Народный фронт" – как партия обиженных и пока что виртуальный проект Михаила Саакашвили, которому ради роста рейтинга придется стать жестким критиком президентской вертикали и самого главы государства. При этом уверенности в том, что этот проект станет лояльным партнером БПП в новом парламенте, у президента после истории с Кононенко тоже нет. Учитывая неприязненные отношения в своем ближайшем окружении, он вправе ожидать любых неожиданностей от кого угодно.
Фото: EPA/UPG
Президенту в этой ситуации нужно только одно: чтобы Яценюк ушел в отставку сам, открыв ему пространство для маневра. Собственно, это тоже читается в его обращении, когда он говорит о единстве с "Народным фронтом". Порошенко не нужны досрочные выборы, ему нужен лояльный премьер, МВД и Минюст. Ему нужна коалиция, в которой он не просто был бы фактическим главой самой многочисленной фракции, направившей в кабинет большинство министров. Ему нужна коалиция, в которой он был бы фактическим главой правительства. И если такая коалиция будет – то депутаты Народного фронта могут не беспокоиться за свое будущее. Это то, что президент может им гарантировать.
Но поскольку Яценюк не хочет уходить в отставку – зато явно стремится переложить ответственность за свой уход на Верховную Раду и даже на главу государства – президенту остается только стремиться выглядеть в глазах населения человеком, понимающим народный запрос. Именно поэтому он принимает решение об отставке генерального прокурора – и создает впечатление, что выступает за отставку премьер-министра. И то, и другое срабатывает. Ответственность за то, что непопулярное правительство не отправлено в отставку, оказывается на не менее непопулярном парламенте.
Президент отходит в сторону. Но не выходит из игры
Комментариев нет:
Отправить комментарий