понедельник, 21 декабря 2015 г.

Бюджет грядущий нам готовит…

Бюджет грядущий нам готовит…


Бюджет грядущий нам готовит…Даже поверхностный анализ проекта госбюджета — 2016 показывает, что в этой «бочке меда» дегтя более чем достаточно. К тому же его реалистичность оставляет желать лучшего.
На первый взгляд проект госбюджета Украины на 2016 год выглядит даже слегка оптимистично с точки зрения простого украинца. Прежде всего запланирован рост экономики на 2% (по прогнозам НБУ — вообще на 2,4%). А рост экономики это всегда хорошо. Это, прежде всего, снижение уровня безработицы и рост уровня зарплат на предприятиях.

О зарплатах. Минимальных и не только
Кстати сказать, среднемесячная зарплата в Украине в 2016 году по мнению авторов проекта составит 4857 грн., увеличившись в реальном измерении на 2,3%. Вообще примечательно, что среди трех приоритетов госфинансирования в будущем году два непосредственно касаются простого украинца — социальные расходы и пенсии, а также образование и здравоохранение. О росте уровня зарплат и прочих доходов бюджетников в проекте сказано отдельно и вполне конкретно. Социальные стандарты будут повышены дважды: 1 мая и 1 декабря 2016 года. Таким образом нынешний прожиточный минимум в 1330 грн. с 1 мая следующего года увеличится до 1399 грн., а с 1 декабря — до 1496 грн.
Конкретно по основным социальным группам это выглядит так:
  • дети до 6 лет: сейчас — 1167 грн., с 1 мая 2016 года — 1228 грн. и с 1 декабря 2016 года — 1313 грн.;
  • дети от 6 до 18 лет: сейчас — 1455 грн., с 1 мая 2016 года — 1531 грн. и с 1 декабря 2016 года — 1637 грн.;
  • трудоспособные: сейчас — 1378 грн., с 1 мая 2016 года — 1450 грн. и с 1 декабря 2016 года — 1550 грн.;
  • нетрудоспособные: сейчас — 1074 грн., с 1 мая 2016 года — 1130 грн. и с 1 декабря 2016 года — 1208 грн.
Минимальная зарплата также увеличится в будущем году дважды. С нынешних 1378 грн. в месяц она подрастет 1 мая 2016 года до 1450 грн., а с 1 декабря — до 1550 грн.
Суммарное повышение доходов украинцев в будущем году, таким образом, составит 12,5% и с легким запасом скомпенсирует инфляцию, которая прогнозируется на уровне 12%. Заметной девальвации гривни в следующем году также не предполагается. Во всяком случае правительство заложило в проект Госбюджета на 2016 год курс доллара — 24,1 грн. Это практически текущий курс.
Налоги пошли вниз
Примечательно, что проект госбюджета-2016 шел в парламент в настолько тесной связке с проектом так называемой налоговой реформы, что можно сказать, что это почти один пакет документов. По проекту Закона «О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине» с января 2016 года снижаются сразу три вида налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и единый социальный взнос. Налог на прибыль предприятий и доходы физических лиц будет составлять 18%, а ЕСВ — 20%. Кроме того, НДС для экспортных операций останется на уровне 0%, а для фармацевтической промышленности — 7%. «Для снижения налоговой нагрузки мы предлагаем существенное снижение ставок налогов, — прокомментировала проект министр финансов Наталья Яресько. — Мы предлагаем снизить ставку единого социального взноса с текущих 41% до 20% уже в 2016 году с максимальным уровнем начисления 25 минимальных зарплат. Физические лица будут платить 0% ЕСВ вместо нынешних 3,6%. Уже в 2016-м мы предлагаем установить налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий на уровне 18%. Таким образом, доходы физических лиц и доходы предприятий будут облагаться налогом одинаково. Для обеспечения дополнительной поддержки наименее защищенным слоям граждан предлагается оставить единую социальную льготу в размере половины минимальной зарплаты и расширить сферу ее применения, увеличив порог зарплат для получения льготы до 3 минимальных зарплат. В 2016 году это примерно 4134 грн.».
Пить и курить гораздо дороже
«Со стороны ставок вариант Налогового кодекса неплохой, — сказала директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко. — Кроме акцизов на алкоголь. Обсуждался ранее рост в 15%, а в итоге получился 100%». Действительно, акциз на ликеро-водочные изделия и пиво повышается в 2 раза — до 141,06 грн. за 1 литр 100% спирта и 2,48 грн. за 1 литр пива. Увеличивается специфическая ставка акцизного налога на сигареты на 40%, до 318,26 грн. за 1 тыс. штук, и адвалорная — до 15%. Причем, будет изменена база налогообложения для адвалорной ставки. Налог предлагается применять к максимальной розничной цене, включая НДС (на сегодняшний день ставка применяется к базе без НДС). «В случае повышения акциза, минимальная цена бутылки водки 0,5 л составит 90 грн., а трехзвездочного коньяка — 150 грн.», — сообщил глава ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк.
Также в проекте госбюджета-2016 запланировано выделить на жилищные субсидии населению 35 млрд. грн. Правда, ранее правительство намеревалось выделить 38 млрд. грн.
Пожалуй на этом «мед» в «бочке» заканчивается и начинается «деготь». «Дегтя» в «бочке» достаточно…
Местные бюджеты на голодный паек?
Для начала произойдет существенное изменение в финансовых потоках между государственным и местными бюджетами явно не в пользу последних. Очевидно, что госбюджет намерен взять часть доходов местных бюджетов себе и переложить на местные бюджеты некоторые из своих расходов. Так, к примеру, местные бюджеты теряют монополию на получение единого налога и теперь будут передавать 25% этого налога в госбюджет. По расчетам Ассоциации городов Украины, местные бюджеты таким образом потеряют 7,3 млрд. грн. Также в госбюджете на будущий год не предусмотрены затраты на погашение разницы в тарифах для местных бюджетов. Таким образом местные бюджеты не получат тарифных субвенций на 11,9 млрд. грн. Кроме того, компенсации за льготный проезд в общественном транспорте также отныне лягут на плечи местных бюджетов. А это еще 2,2 млрд. грн. Вдобавок на баланс районных и областных бюджетов передается 50% расходов по высшему и профессионально-техническому образованию. По расчетам Ассоциации городов, дополнительная нагрузка по финансированию ВУЗов первого и второго уровня аккредитации, а также ПТУ, составит 9,8 млрд. грн.
Предполагается, что местные бюджеты скомпенсируют такие потери за счет введения налога в 25 тыс. грн. в год на элитное жилье и новые автомобили классов «люкс» и «премиум» при стоимости авто более 1 млн. грн. Кроме того, местные власти смогут своими решениями устанавливать ставки налогообложения недвижимости до 3 минимальных зарплат (сейчас до 2). И, наконец, местные власти смогут снимать льготы по налогу на недвижимость для коммерческих структур и складов. Однако многие эксперты считают, что это не сработает. «В бюджет 2016 года будут уплачены поступления за 2015 год, а на повышенные доходы, которые заложил Минфин, можно будет рассчитывать не ранее 2017 года, — сообщил первый заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. — В 2014 году Минфин закладывал поступления от налога на недвижимость в 2,7 млрд. грн., но пока собрали 700 млн. грн. Дело в том, что налог платят не все — реестры недвижимости заполнены только на 30%. К тому же возвращается худшая практика «ручного» управления субвенциями. Своим распоряжением Кабмин сможет изменить или заблокировать без согласования с местными органами любое действие по этим субвенциям». Такая ситуация легко обернется острым финансовым дефицитом местных органов власти, а значит отсутствием финансирования или недофинансированием образовательных, медицинских и социальных программ.
Социальная верификация
Многого ждут и от планируемой правительством в 2016 году так называемой оптимизации социальных расходов госбюджета. «Мы планируем повысить эффективность государственных расходов. В том числе — за счет верификации получателей социальной помощи и пенсий, чтобы убедиться, что среди получателей пенсий нет «мертвых душ» или мошенников», — говорится в комментарии министра финансов Натальи Яресько к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)», поданному в парламент в пакете с проектами госбюджета-2016 и налоговой реформы. Проект вносит изменения в целую гроздь законов. К примеру, он предлагает установить, что индексация доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации в размере 103% (сейчас — 101%). Впрочем госбюджет утверждает особый порядок проведения индексации доходов граждан «в рамках финансовых ресурсов бюджетов всех уровней». По сути, эта норма позволяет вообще не проводить индексацию доходов граждан на уровень инфляции. Другой пример: проект предлагает внести изменения в Закон «О пенсионном обеспечении» о том, что работники образования, здравоохранения и соцработники будут иметь право на пенсию по выслуге лет после достижения 55 лет (сейчас — независимо от возраста). Еще пример: льготные условия оплаты питания для категорий детей, которые требуют социальной поддержки, теперь будут предоставляться по решению местных властей и за счет местного же бюджета. Также на местный уровень финансирования планируется отдать льготы ветеранов войны…
И, кстати, предлагается Закон «О банках и банковской деятельности» дополнить пунктом о том, что информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками Минфину для верификации и проверки достоверности информации, поданной физлицами для получения социальных выплат, льгот, субсидий, зарплат.
Цифры, которым не верят…
Впрочем, главное вовсе не это. В следующем 2016 году предполагается получить налогов почти на 511 млрд. грн. Это на… 100 млрд. грн. больше, чем в нынешнем году. В частности, планируется рост поступлений налога на прибыль на 18,7 млрд. грн. и подоходного налога на 7,3 млрд. грн. больше, чем в году текущем.
Сам госбюджет основан на оптимистическом сценарии прогноза экономического и социального развития Украины на 2016 год, разработанного министерством экономического развития и торговли Украины. Многие эксперты считают его оптимистическим сверх всякой меры. «Если вычесть доходы от импортных пошлин и «дивиденды» НБУ, то все остальные доходы в 2016 году должны вырасти на 31% год к году, — сообщил руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. — Рост номинального ВВП запланирован на уровне около 22%. То есть плановые доходы растут непропорционально быстро по сравнению с ростом ВВП. Это выглядит не очень реалистично, даже с учетом отмены налоговых льгот для аграриев и других нововведений».
Кстати, при разработке проекта госбюджета-2016 предусмотренно продление военного сбора в 1.5% и на будущий год.
Автор: Михаил Попов

Комментариев нет:

Отправить комментарий