Льготы или компенсации за потерянное здоровье?
О льготах в 2016 году
Обновленный проект государственного бюджета на 2016 год построен на следующих макроэкономических предположениях: в следующем году экономика Украины вырастет на 2% в реальном выражении, инфляция - 12%, среднегодовой курс гривны - 24,1 гривни за доллар, курс гривни на конец следующего года - на уровне 24.4 гривни за доллар. Средняя цена газа - $225 за тысячу кубических метров. Номинальный ВВП - 2 триллиона 262 млрд грн.
Доходы бюджета составят 601 млрд грн, что означает увеличение на 16% по сравнению с 2015 годом. Расходы составят 674 млрд грн, что на 16% больше бюджета 2015 года. Дефицит государственного бюджета уменьшится до 3,7% ВВП, или 84 млрд грн, против 4,1% ВВП в текущем году. Это соответствует нашим договоренностям с МВФ по уменьшению целевого показателя дефицита консолидированного и государственного бюджетов Украины. Напомню, что дефицит бюджета мы должны покрывать за счет приватизации или нового долга. А это, в свою очередь, увеличивает долговую нагрузку на страну, ведь увеличивается объем средств, которые мы должны платить по процентам. Так, в этом году мы оплатим по только процентам около 5% ВВП. Таким образом, цель уменьшения дефицита бюджета заключается в снижении долговой нагрузки на страну, высвобождении этого ресурса на другие направления расходов бюджета, а также уменьшении инфляционного и девальвационного давления на украинскую экономику.
Нужно также подчеркнуть, что в следующем году совокупные государственные расходы, с учетом всех статей расходов, уменьшатся с 53% ВВП в 2014 году до 43% в 2016-м.
Доходы государственного бюджета
Первое, на что следует обратить внимание, говоря о доходах бюджета - в 2016 году мы теряем нынешние временные поступления объемом почти 40 млрд грн (или 1,8% ВВП). В частности, перечисление прибыли НБУ уменьшится на 22,5 млрд грн. Также с 1 января 2016 мы отменяем дополнительный импортный сбор, который мы ввели в текущем году с целью стабилизации платежного баланса страны, и который планово должен был обеспечить поступления в бюджет в объеме 17,6 млрд грн.
Второе - влияние компромиссного проекта налоговой реформы, новой редакции Налогового кодекса, на котором мы строили проект бюджета. Наша налоговая реформа существенно влияет как на доходную, так и на расходную часть бюджета. В частности через следующие механизмы:
- кардинальное уменьшение ЕСВ, в среднем 41% до 20%, которое мы предлагаем в этой реформе. Это означает потери бюджета Пенсионного фонда в следующем году в объеме 108 млрд грн. Хотя это потери бюджета Пенсионного фонда, не бюджету напрямую, но финансировать эти потери мы именно из бюджета, ведь других возможностей для поступлений Пенсионный фонд просто не имеет.
- мы также предлагаем отказаться - или хотя бы начать этот процесс - от ряда непрозрачных и неэффективных налоговых льгот, в частности в аграрной отрасли, для которой мы предлагаем переходный период.
Также мы предполагаем следующие компенсаторы для бюджета:
- легализация игорного бизнеса и добычи янтаря;
- с целью уменьшения употребления вредных продуктов нашим населением, и с целью выполнения наших обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, мы предлагаем увеличение ставок акцизов на пиво, крепкий алкоголь, табак;
- для повышения социальной справедливости, мы предлагаем обложить дополнительным налогом элитное жилье и люксовые автомобили;
- на поступления бюджета также повлияет увеличение отчислений со стороны государственных предприятий.
Предупреждая вопрос, объясню логику этого шага: сегодня подавляющее большинство государственных предприятий крайне неэффективно. Большая часть из них скрывают свой реальный доход, и, как результат, не платят государству как владельцу справедливой части прибыли. Правительство работает над изменением системы корпоративного управления на госпредприятиях и приватизацией неэффективных и нестратегических предприятий, но до тех пор, пока эти изменения не произойдут, мы предлагаем увеличить долю изъятия от предприятий части чистой прибыли с нынешних 30%. Это должно обеспечить бюджет дополнительным ресурсом примерно в 6 млрд грн.
Наконец, третий фактор, на который следует обратить внимание, - в следующем году доходы бюджета будут увеличиваться за счет инфляции и роста ВВП.
Расходы бюджета
Благодаря повышению эффективности и адресности расходов, уменьшению дефицита Нафтогаза, общий размер перераспределения ВВП через бюджет снизится. Если в 2014-2015 годах он составлял 53% ВВП, то в следующем мы предполагаем 43% ВВП. Это означает, что каждому гражданину будет стоить дешевле содержание нашего государства, и роль государства в экономике существенно снизится.
Ключевой фактор роста расходов в следующем году - финансирование дефицита Пенсионного фонда в результате снижения ЕСВ вдвое.
Несмотря на сокращение доходов Пенсионного фонда, мы не имеем права - и не планируем -уменьшать пенсии наших граждан. И поэтому мы будем финансировать эту недостачу бюджета Пенсионного фонда из госбюджета страны.
Также в следующем году мы увеличиваем расходы на нужды национальной безопасности и обороны. Чтобы обеспечить их финансирование в объеме почти 5% ВВП, как того требует закон, мы должны увеличить их до 103,6 млрд грн по сравнению с 97 млрд грн в текущем году.
В частности:
- 90,6 млрд грн мы направим на нужды безопасности и обороны денежными средствами (общий фонд - 86,9 млрд грн, специальный фонд - 3,7 млрд грн);
- 5,3 млрд грн будет направлено в виде предоставления государственных гарантий субъектам хозяйствования для финансирования оборонных программ;
- еще 7,7 млрд грн мы профинансируем за счет конфискованных средств и средств от реализации конфискованного имущества, полученных от коррупционных преступлений.
Еще одна статья увеличение расходов бюджета - это социальные расходы. В следующем году мы планируем повысить социальные стандарты для нашего населения на 12.5%, то есть на прогнозируемый уровень инфляции. Мы также значительно, с 24,4 млрд грн в текущем году до 35 млрд грн в следующем, повысим объем предоставления жилищных субсидий для населения на компенсацию повышения энерготарифов.
В совокупности эти дополнительные социальные расходы страны увеличивают расходную часть бюджета на примерно 50 млрд грн. И для того, чтобы не раздувать дефицит госбюджета, и обеспечить реалистичность выполнения бюджета, мы предлагаем ряд важных шагов, которые позволят уменьшить другие расходы страны примерно 70 млрд грн (или 3,1% ВВП).
Во-первых, мы уменьшаем стоимость обслуживания государственного долга. Для этого мы сделали уже несколько шагов:
- в текущем году провели реструктуризацию долга;
- уменьшаем дефицит госфинансов, что поможет уменьшить потребность в новых заимствованиях.
Во-вторых, мы планируем повысить эффективность государственных расходов. В том числе - за счет верификации получателей социальной помощи и пенсий, чтобы убедиться, что среди получателей пенсий нет "мертвых душ" или мошенников. Мы считаем, что только один этот шаг обеспечит экономию расходов по меньшей мере на 5 млрд грн. Также мы предлагаем провести оптимизацию государственных расходов и улучшить качество предоставления государственных услуг в образовании и медицине.
В-третьих, усиление адресности социальной помощи. Мы стремимся, чтобы финансовую поддержку из бюджета получали именно те, кто действительно в ней нуждается (ведь сегодня значительная часть государственной помощи идет состоятельным гражданам или тем, кто вполне может самостоятельно себя обеспечивать).
Еще раз подчеркну: такое уменьшение не означает уменьшение социальной поддержки наших граждан. Но мы хотим, чтобы средства налогоплательщиков использовались гораздо эффективнее.
Местные бюджеты
Фискальная децентрализация также продолжает иметь положительный эффект. Реальный финансовый ресурс местных бюджетов увеличится в следующем году более чем 40 млрд грн, или на 40% по сравнению с планом на 2015 год. И это все без трансфертов из государственного бюджета на местный уровень, а также без учета собственных поступлений местных общин.
Налоговая реформа предоставит местным бюджетам дополнительные 13 млрд грн в 2016 году. Также мы предполагаем значительное увеличение финансового ресурса местных общин на нужды капитальных инвестиций, ведь увеличиваем объем Государственного фонда регионального развития до 5,7 млрд грн (по сравнению с 2,9 млрд грн в бюджете-2015). Мы предполагаем дополнительные расходы в размере 1 млрд грн на формирование инфраструктуры территориальных громад. Этими средствами смогут воспользоваться 159 бюджетов объединенных территориальных общин, образовавшихся на данный момент.
Это ключевая, хотя, конечно, не исчерпывающая информация по проекту закона о государственном бюджете на 2016 год, разработанном Министерством финансов.
Спустя 5 дней после принятия бюджета-2016, спикер парламента Владимир Гройсман передал все налогово-бюджетные, а также социальные законы на подпись президенту. Уже с 1 января ряд категорий граждан, которые получают помощь от государства, ждет сюрприз.
- Льготы на проезд могут быть не профинансированы,
- сократится количество получателей соцпомощи,
- работодатели больше не получат компенсации из госбюджета за мобилизованных сотрудников,
- право выхода на пенсию по выслуге лет будет пересмотрено.
На весь 2016 год продлеваются ограничительные нормы для работающих пенсионеров.
Урезание последовало
Бюджетный процесс был сложным. Только обсуждение всех налогово-бюджетных и социальных законопроектов в сессионном зале заняло три дня. Даже после принятия всех правительственных инициатив, работа профильных комитетов Рады продолжалась в течение 5 дней. Все это время вносились правки, озвученные "с голоса под стенограмму" или согласованные в рамках консультаций Кабмина и депутатов. Только 29 декабря вечером спикер Владимир Гройсман передал все утвержденные законопроекты на подпись президенту.
Правительство предупреждало о сокращении социальных расходов в 2016 году. Однако в Минфине публично ни при каких условиях не назывались категории граждан и виды льгот, попадающих "под нож". Уже в Верховную Раду социальный законопроект №3628 был внесен, как предложение "по стабилизации финансового состояния государства и усовершенствованию отдельных положений соцполитики".
Кабинет министров Украины предлагает Верховной Раде оптимизировать социальные расходы. Законопроект №3628 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)" был зарегистрирован 11 декабря 2015 года.
- Правительство предлагает внести изменения в закон "Об индексации денежных доходов населения" и установить, что индексация доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации в размере 103% (сейчас - 101%).
= Предусматривается внести изменения в ряд законов и ограничить на 2016 год максимальный размер пенсии (кроме выплат из Накопительного пенсионного фонда) 10 тыс. 740 гривен.
- Законопроектом предлагается внести ряд изменений в закон "О пенсионном обеспечении", согласно которым учителя будут иметь право на пенсию по выслуге лет после достижения 55 лет (сейчас - независимо от возраста), предусмотрен постепенный переход к новой норме.
- Кабмин предлагает Раде продлить еще на год отмену специальных пенсий депутатам Рады, чиновникам, прокурорам и судьям.
- Планируется передать местным властям право устанавливать (и оплачивать за счет местного бюджета) внеочередную установку телефонов и 50%-ную плату за его пользование.
- Правительство предлагает ВРУ дополнить закон "О банках и банковской деятельности" нормой о том, что информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками Министерству финансов с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, поданной физлицами для получения социальных выплат, льгот, субсидий, зарплат. Банки будут предоставлять информацию об открытых счетах, операциях и остатках на счетах.
- Кабинет министров Украины предлагает Верховной Раде внести изменения в Налоговый кодекс для проведения налоговой реформы.
- Обязанности финансирования соцрасходов передаются на местный уровень
Верховная Рада приняла в целом законопроект, передающий обязанности финансирования государственных социальных расходов на уровень местных бюджетов, сокращающий их размер, а также усиливающий контроль за их получателями.
За принятие законопроекта №3628 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)" за основу и в целом проголосовали 228 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.
Законом установлено, что индексация доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации в размере 103% (согласно действующему законодательству – 101%).
Обсуждение законопроекта проходило 22 декабря. Во время обсуждения заместитель министра финансов Виктор Качур сообщил, что в 2016 году согласно предложенному закону не предполагается уменьшения расходов на медицину и образование.
Законопроект направлен на улучшение адресности социальной помощи.
Верификация получателей социальной помощи и пенсий, которая предусматривается законопроектом, поможет сэкономить минимум 5 млрд грн бюджетных средств.
Замминистра сообщил, что предусмотрено финансирование закупки школьных автобусов для перевозки учеников, которые живут далеко от школ.
На местные бюджеты перекладывается финансирование широкого перечня выплат и льгот, которые сейчас выплачиваются из госбюджета.
Продлевается действие нормы о невыплате пенсий работающим депутатам, прокурорам, судьям и прочим высокопоставленным чиновникам до конца 2016 года. Максимальный размер назначения новых пенсий устанавливается на уровне 10 740 гривен.
Предусматриваются изменения в закон "О банках и банковской деятельности" о том, что информация о юридических и физических лицах раскрывается банками Министерству финансов по его письменному запросу во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, осуществляемых за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования. К такой информации относятся данные об открытых на имя граждан счетах, операциях и остатках по ним. В случае начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства. Главное научно-экспертное управление парламента отмечает, что такая информация относится к банковской тайне.
В законопроекте предлагается урезать социальные расходы бюджета. Изменяется порядок бесплатного питания детей в школах. Детей-инвалидов предлагается бесплатно кормить лишь в 1-4 классах вместо всего периода обучения. В 1-4 классах бесплатное питание, которое до сегодняшнего дня предоставлялось всем детям, будет предусмотрено лишь детям из незащищенных слоев населения.
Изменяется порядок зачисления в государственные вузы. Теперь вне конкурса не смогут поступать члены национальных спортивных сборных, которые участвовали в международных соревнованиях. Отменяются льготы при поступлении инвалидам, сиротам и другим незащищенным слоям населения.
В выводе Главного научно-экспертного управления к законопроекту указано, что документ не содержит информации о согласовании с другими министерствами и ведомствами, а также с непосредственно профсоюзными организациями. Хотя согласно действующему законодательству проекты законов по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений подаются соответствующими органами исполнительной власти с учетом предложений всеукраинских профсоюзов, их объединений.
Расходы бюджета, связанные с ростом социальных стандартов в 2016 году, увеличатся на 43 млрд грн. В то же время, по словам министра финансов Натальи Яресько, правительство планирует сэкономить около 70 млрд грн, что соответствует 3,1% ВВП, путем повышения эффективности и адресности государственных социальных расходов. Инструменты для этого, по словам министра, предусмотрены в проекте закона №3628 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)".
24 декабря. Верховная рада Украины оптимизировала социальные расходы. Законопроект №3628 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)" поддержали 228 депутатов, передает РБК.
Документ предлагает внести изменения в закон "Об индексации денежных доходов населения" и установить, что индексация доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации в размере 103% (сейчас - 101%).
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в закон "О пенсионном обеспечении", согласно которым учителя будут иметь право на пенсию по выслуге лет после достижения 55 лет (сейчас - независимо от возраста), предусмотрен постепенный переход к новой норме.
Кабмин предлагает Раде продлить еще на год отмену специальных пенсий депутатам Рады, чиновникам, прокурорам и судьям.
Кроме того, планируется передать местным властям право устанавливать (и оплачивать за счет местного бюджета) внеочередную установку телефонов и 50%-ную плату за его пользование.
Верховна Рада прийняла Закон "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо стабілізації фінансового стану держави та удосконалення окремих положень соціальної політики)" (законопроект № 3628).
- Документом передбачається забезпечити збереження середнього заробітку мобілізованого працівника на підприємствах, в установах, організаціях, фермерських господарствах, сільськогосподарських виробничих кооперативах та у фізичних осіб - підприємців.
- Збережено діючі гарантії пенсійного забезпечення наукових працівників, що були визначені Законом від 02.03.15 р. № 213-VIII "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо пенсійного забезпечення" і діють на сьогодні.
- Залишено чинну норму щодо показника середньої заробітної плати, який враховується при призначенні пенсій.
- Передбачено виплату повної пенсії працюючим ветеранам військової служби, які продовжують реалізовувати державну політику на посадах держслужби.
- Забезпечено безоплатне харчування дітей з особливими освітніми потребами, які навчаються у спеціальних і інклюзивних класах, протягом всього часу навчання.
- Передбачено фінансування за рахунок коштів державного бюджету здобуття освіти у державних вищих навчальних закладах І-ІІ рівнів акредитації.
- Врегульовано положення щодо фінансування закладів культури (бібліотеки, музеї, театри) та визначення вартості надання платних послуг цими закладами.
Депутаты уже успели назвать законопроект антиконституционным, геноцидным, "прямой дорогой на кладбище". По их мнению, его нормы направлены исключительно на то, чтобы "обобрать" пенсионеров, детей-сирот, учителей и медиков. Тем не менее, за него проголосовало 228 депутатов. Полностью его проигнорировали только три фракции: "Батькивщина", "Радикальная партия Ляшко" и "Оппозиционный блок", а также большинство внефракционных депутатов.
Правительство предлагало пересмотреть, отменить или приостановить действие ряда норм 38 законов - от Семейного кодекса с КЗоТом до законодательства, регулирующего деятельность театров, библиотек и музеев.
Главное научно-экспертное управление парламента еще до рассмотрения документа в профильном комитете резюмировало: "Проект направлен на дальнейшее снижение уровня соцзащиты государством граждан, в первую очередь, малообеспеченных и со средним доходом, что в условиях финансового кризиса приведет к снижению уровня жизни большинства населения Украины".
Изначально Кабмин задекларировал полный отказ от финансирования льгот ряду категорий граждан по бесплатному проезду, пользованию услугами связи, ремонту квартир и жилых домов, полностью переложив это право на местные бюджеты. В частности, речь идет о чернобыльцах, жертвах нацистских преследований, военнослужащих, инвалидах, гражданах, имеющих трудовые заслуги перед Родиной. Цена вопроса, за исключением льготного проезда, около 200 млн гривен.
Кроме того, государство отказывалось обеспечивать финансирование бесплатного питания детей-инвалидов в период полного обучения, сохранив его только в начальной школе, а также было готово оставить льготное питание только для детей-сирот или лишенных родительских прав вместо полного обеспечения учеников 1-4 классов.
Среди предложений - отмена механизма "осовременивания" пенсий. Для этого Кабмин хотел приостановить норму, инициированную им самим в прошлом году, на основании которой для расчета пенсий берется средняя зарплата за 2012-2014 годы.
Транспорт в тупике
Неурегулированным остается вопрос финансирования транспортных льгот. Все стороны процесса друг друга недопоняли. Отмена передачи финансирования на местный уровень произошла в сессионном зале "с голоса", аМинфин в бюджете финансирования не предусмотрел. Речь идет о сумме в 2,2 млрд гривен (в 2015 году государство профинансировало эту статью на 1,8 млрд гривен, - ред.).
Министр соцполитики Павел Розенко согласился с "нестандартностью возникшей ситуации" с финансированием льготного проезда, когда и в бюджете денег не предусмотрено, и право местных органам окончательно не передано.
У последних есть такое право, но осуществлять его местные власти могут по желанию, напомнил первый заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
Частично льготный проезд будет в компетенции местных органов, - заверил Розенко. - Мы не просто передавали местным органам власти финансирование. Мы говорили о том, что система льгот на проезд должна устанавливаться на местах. Но эта логика не была поддержана, и строчка в госбюджете выпала".
В то же время ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко уверена, что попытка передать финансирование льгот на местный уровень - повод вообще забыть о них.
"Большинство льгот со временем умрет своей смертью, хотя все будет зависеть от приоритетности на местах. Некоторые руководители сейчас занимаются повышением зарплат себе, - заявила Ткаченко. - Если взять Киев, тоздесь работает соцкарточка киевлянина. И, если приедет в столицу пенсионер с другого региона, то он не сможет бесплатно пользоваться транспортом".
С мыслями о детях
- Существенно могут быть сокращены выплаты госпомощи на ребенка, если место проживания родителей неизвестно, или если они уклоняются от уплаты алиментов. Прежде всего, государство будет учитывать материальное состояние семьи, где воспитывается ребенок, а размер помощи будет определяться Кабмином.
О снижении объема выплат также стоит говорить и для матерей одиночек или малообеспеченных семей. Размер помощи в данном случае будет равен разнице между 100% прожиточного минимума (ПМ) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным доходом семьи в расчете на 1 человека за предыдущие полгода.
Например, если мать-одиночка воспитывает ребенка до 6 лет и имеет доход в чуть более 2,5 тыс гривен, претендовать на помощь от государства она не сможет. До изменений законодательство предполагало, что размер помощи на детей не должен быть ниже, чем 30% от ПМ. Эта норма отменена.
По словам Павла Розенко, в Украине госпомощь получают 570 тыс. одиноких матерей. Около 100 тыс. из них будут лишены поддержки от государства.
"Но это не означает, что такая семья будет лишена других видов соцпомощи и останется один-на-один со своими проблемами. Она может иметь право на субсидию, на другие преференции, установленные законодательством", - добавил министр.
Реформа льгот направлена на то, чтобы помощь в итоге получали те, кто в ней нуждается, она исключит использование махинаций для получения денег от государства с помощью "искусственных разводов".
"Цель не сэкономить, а сделать систему соцполитики адресной", - подчеркнул Розенко.
По подсчетам Минфина, экономия на этой статье расходов за счет перехода на принципы оценки имущественного состояния составит 1 млрд гривен.
Адресности правительство хочет добиться путем верификации получателей соцпомощи. Частично с лета она уже работает в системе получения субсидий. Оценка доходов семей позволила сократить количество льготников в системе субсидий ЖКХ с почти 5 млн до 3,5 млн.
Другие сокращения
По информации РБК-Украина, к концу января - середине февраля правительство получит первые результаты по категории "временные переселенцы". Здесь получатели помощи будут оцениваться по одному из параметров:наличие депозита с суммой более 10 ПМ или недвижимости на линии разграничения, или осуществлению покупок объемом более 50 тыс. гривен.
"Наличие одного из параметров дает право отказать в помощи", - отметил собеседник РБК-Украина в Минфине.
В перспективе Минфин будет получать информацию от 22 доноров - от Минсоцполитики с Пенсионным фондом до Минюста, пенитенциарных органов и пограничников.
"Верификация может, и хорошо, но альтернативой может быть получение помощи не в виде денег, а в натуральных единицах, например, предоставлении соцуслуг, медицинских услуг. Такая система работает в странах ЕС и в основном на медуслуги, - отметила Лидия Ткаченко. - Адресность в таком случае работает намного лучше. Никто другой помощь не потребит и ни на что другое получатель ее не потратит, а деньги можно отдать внукам, детям, пропить, в конце концов".
Стоит отметить, что среди новшеств - отмена компенсации работодателям за мобилизованных сотрудников (в 2015 году - более 2 млрд гривен, ред.). В правительстве логика такова: государство пошло на существенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Потери Пенсионного фонда оцениваются в размере около 100 млрд гривен. Эти деньги остаются у бизнеса, поэтому компенсацию он может взять на себя.
"Мы рассчитываем, что бизнес будет легализироваться и частично возьмет на себя выполнение соцфункций", - пояснил Павел Розенко.
В Минфине же отказ от компенсаций объясняют тем, что для всех мобилизованных правительство предусмотрело рост зарплат на уровне 22-25%. Только рядовой, например, будет получить зарплату около 7 тыс. гривен.
Кроме того, будет пересмотрено право выхода на пенсию по выслуге лет. Это касается сотрудников летного состава, учителей, медиков. Если сейчас для досрочного выхода на пенсию достаточно страхового стажа без привязки к возрасту, то с нового года возраст выхода на пенсию по выслуге лет должен составлять 50-55 лет.
На следующий год продлены и действовавшие в 2015 году ограничения для работающих пенсионеров.Пенсионерам-госслужащим пенсия вообще не выплачивается, остальным категориям - в размере 85%. По подсчетам Минфина, экономия для бюджета за счет продления этих норм составит 3,2 млрд гривен.
Также пересмотрен максимальный размер пенсии. Если сейчас он ограничен 10 ПМ, то по новым правилам это будет сумма в 10740 гривен. По данным Минфина, такие пенсии получают всего 3-5% украинцев.
В целом объем соцобязательств государства оценивается в 400 млрд гривен. В рамках первого этапа реформырасходы сокращены в пределах 65 млрд гривен.
Изначально Кабмин задекларировал полный отказ от финансирования льгот ряду категорий граждан по бесплатному проезду, пользованию услугами связи, ремонту квартир и жилых домов, полностью переложив это право на местные бюджеты. В частности, речь идет о чернобыльцах, жертвах нацистских преследований, военнослужащих, инвалидах, гражданах, имеющих трудовые заслуги перед Родиной. Цена вопроса, за исключением льготного проезда, около 200 млн гривен.
Например, если мать-одиночка воспитывает ребенка до 6 лет и имеет доход в чуть более 2,5 тыс гривен, претендовать на помощь от государства она не сможет. До изменений законодательство предполагало, что размер помощи на детей не должен быть ниже, чем 30% от ПМ. Эта норма отменена.
“Цель не сэкономить, а сделать систему соцполитики адресной”, – подчеркнул Розенко.
Тем не менее, по подсчетам Минфина, экономия на этой статье расходов за счет перехода на принципы оценки имущественного состояния составит 1 млрд гривен.
Адресности правительство хочет добиться путем верификации получателей соцпомощи. Частично с лета она уже работает в системе получения субсидий. Оценка доходов семей позволила сократить количество льготников в системе субсидий ЖКХ с почти 5 млн до 3,5 млн.
В целом объем соцобязательств государства оценивается в 400 млрд гривен. В рамках первого этапа реформы расходы сокращены в пределах 65 млрд гривен.
Благостный проект бюджета на текущий год с заданием темпов роста экономики на 2%, дает основание для оптимизма. Рост экономики будет означать улучшение благосостояния и увеличение количества рабочих мест.
В проекте нового экономического документа Украины сказано о росте минимальных зарплат и выплат бюджетникам и пенсионерам. Минимальная заработная плата будет составлять, по мнению авторов проекта, 4857 грн., что означает прирост в 2,3% от прошлогодних показателей.
В госбюджете выражена забота о нуждах простых граждан — увеличение социальных выплат и увеличение финансирования образования и здравоохранения. Так же, прописаны и конкретные даты улучшения качества жизни — с 1 мая прожиточный минимум увеличится до 1399 грн., а с 1 декабря достигнет 1496 грн.
Предполагается снизить ставку единого социального налога с 41% до 20%, физически же лицам обещано платить ЕСВ в размере 0%, вместо нынешних 3,6%.
Очередное повышение на акцизы товаров. Табак подорожает на 40%, а самая дешевая бутылка водки будет стоить 90 грн.
Налоговое послабление даётся не всем, не всегда, и к тому же его сумма колеблется в зависимости от социального статуса человека или количества у него детей.
Налоговая социальная льгота
Механизм ее предоставления появился в 2004 году. И после введения в 2011 году Налогового кодекса практически не изменился. Льгота помогает экономить на уплате налога на доходы физических лиц. Она выступает в видесвоеобразного необлагаемого минимума: сумма льготы вычитается из дохода и только после этого он облагается налогом на доходы физических лиц.
Размер этого минимума установлен в процентном соотношении к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц на 1 января (в расчете на месяц). Поскольку прожиточный минимум определяется каждый год, размер налоговой льготы тоже ежегодно меняется.
При расчете льготы используется минимум, установленный на 1 января, и в течение года ее размер не меняется, несмотря на дальнейший рост прожиточного минимума.
Пример. Налоговым кодексом предусмотрено, что налоговая льгота составляет 100 процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января. Правда, переходными положениями кодекса установлено, что до 2015 года льгота составляет 50 процентов прожиточного минимума. Поскольку на 1 января 2012-го прожиточный минимум был равен 1073 гривням, то налоговая льгота весь год будет составлять 536 гривен 50 копеек. По сравнению с прошлогодним показателем она увеличилась на 66 гривен (в 2011 году - 470 гривен 50 копеек).
Как предоставляется налоговая социальная льгота
Чтобы воспользоваться льготой, нужно подать по месту работы письменное заявление и документы, подтверждающие такое право. Место работы, где человек желает получать льготу, он выбирает сам.
Налоговая льгота начинает применяться только со дня получения работодателем заявления и подтверждающих документов. Этот момент не касается госслужащих, которым не надо подавать заявление, требуются только подтверждающие документы. Например, человек работает на предприятии с 20 июня 2011 года, а заявление о применении общей налоговой льготы подал 12 января 2012 года. Значит, льгота будет применяться только к январской зарплате. А заработков за предыдущие периоды не коснется.
Как предоставляется налоговая льгота? Ее сумма ежемесячно вычитается из зарплаты. И только после этого начисляется налог.
Пример. Допустим, зарплата у человека 1490 гривен. Это в пределах установленных ограничений, значит, он имеет право на льготу. Налогом облагается заработок, из которого уже удержали единый социальный взнос - 3,6 процента.
Подсчитаем сумму социального взноса:
1490 гривен х 3,6 процента (единый социальный взнос) = 53 гривни 64 копейки.
Вычтем ее из зарплаты:
1490 гривен - 53 гривни 64 копейки = 1436 гривен 36 копеек.
Теперь подсчитаем сумму налога (который составляет 15 процентов) без применения льготы:
1436 гривен 36 копеек х 15% = 215 гривен 45 копеек.
Таким образом, после вычета единого социального сбора и налога человек на руки получил бы 1220 гривен 91 копейку. Но это без учета налоговой льготы.
А теперь посчитаем налог с учетом льготы. Сначала вычтем ее из зарплаты, из которой уже удержали социальный сбор:
1436 гривен 36 копеек - 536 гривен 50 копеек = 899 гривен 86 копеек.
Рассчитаем подоходный налог в размере 15 процентов:
899 гривен 86 копеек х 15% = 134 гривни 98 копеек.
Значит, с учетом налоговой льготы работник будет получать на руки 1301 гривню 38 копеек, что почти на 81 гривню больше, чем без применения льготы.
Условия получения налоговой социальной льготы
Существует ряд условий, ограничивающих получение налоговой льготы.
Во-первых, она применяетсятолько к зарплате. При получении доходов от предпринимательской или другой независимой профессиональной деятельности (нотариусы, адвокаты и так далее) налоговой льготой воспользоваться нельзя.
Во-вторых, налоговая льгота применяется к начисленной месячной заработной плате, если ее размер не превышает определенную кодексом сумму. Сумма ограничения составляет умноженный на коэффициент 1,4 и округленный до 10 гривен прожиточный минимум для трудоспособного лица, установленный на 1 января отчетного года.
Предельный размер зарплаты определяется ежегодно (исходя из прожиточного минимума на 1 января) и не меняется на протяжении года. В 2012-м сумма ограничения составляет 1500 гривен. Таким образом, в этом году налоговой льготой могут пользоваться люди, чьи месячные зарплаты окажутся меньше 1500 гривен. Для сравнения: в 2011-м предельный размер зарплаты составлял 1320 гривен.
Важно знать, что кодекс расширил возможности получения налоговой льготы для семей с детьми, в том числе детьми-инвалидами. А именно: для одного из родителей предельный размер зарплаты, который дает право на льготу, увеличивается в зависимости от количества детей. Допустим, в семье двое детей. Для одного из родителей сумма ограничения составит не 1500, а уже 3 тысячи гривен (по 1500 на каждого ребенка). А вот второй родитель сможет пользоваться налоговой льготой только на общих основаниях: если его зарплата не превышает 1500 гривен.
В-третьих, налоговую социальную льготу можно получить только на одном месте работы. И необязательно на основном, где находится трудовая книжка. Если человек работает в нескольких местах, он сам должен выбрать, где ему выгоднее воспользоваться льготой, и подать письменное заявление.
В-четвертых, льгота не может применяться к зарплате, которую человек получает одновременно с выплачиваемыми из бюджета стипендией, денежным или имущественным обеспечением ученика, студента, аспиранта, ординатора, адъюнкта, военнослужащего…
Какие привилегии положены семьям с детьми
Люди, содержащие двоих и более детей до 18 лет, пользуются 100-процентной налоговой льготой на каждого ребенка. Например, для матери двоих детей льгота составит не 536 гривен 50 копеек, а 1073 гривни, троих детей - 1609 гривен 50 копеек и так далее…
Правом на "детскую" налоговую льготу пользуются оба родителя. Но только в том случае, если их зарплата не превышает установленный кодексом предел. И, как мы уже сказали, для одного родителя ограничение по зарплате устанавливается с учетом количества детей, а для другого - без.
Объясним на примере семьи с двумя детьми.
Для одного из родителей сумма ограничения по зарплате устанавливается в соответствии с количеством детей - 1500 гривен на каждого:
1500 гривен х 2 = 3000 гривен.
Значит, один из родителей сможет воспользоваться "детской" налоговой льготой, если его зарплата будет меньше 3 тысяч гривен, а другой, - если его заработок не превышает обычный предел - 1500 гривен.
Допустим, отец зарабатывает 2 тысячи 500 гривен в месяц, а мать - 1200 гривен. В таком случае использовать право на повышение предельного размера зарплаты для применения льготы в зависимости от количества детей выгоднее отцу. И тогда он получит право на повышенную льготу как отец двоих детей.
Льгота предоставляется на каждого ребенка. У него двое детей, значит, сумма льготы составит:
536 гривен 50 копеек х 2 детей = 1073 гривни.
Прежде чем рассчитать налог, из зарплаты отца вычтут единый социальный взнос в размере 3,6 процента - 90 гривен:
2500 гривен - 90 гривен = 2410 гривен.
А потом вычтут сумму социальных льгот:
2410 гривен - 1073 гривни = 1337 гривен.
Таким образом, в качестве налога отец заплатит:
1337 гривен х 15% = 200 гривен 55 копеек.
Без льгот ему пришлось бы внести 361 гривню 50 копеек.
Поскольку зарплата матери (1200 гривен) ниже обычного ограничения (1500 гривен), она тоже сможет пользоваться льготой на двоих детей. И сумма льготы также составит 1073 гривни. При более высокой зарплате, например в 2 тысячи гривен, льгота не полагалась бы.
Перечень документов, которые необходимо предоставить работодателю, указан в Порядке представления документов для применения налоговой социальной льготы, утвержденном Кабинетом министров. Так, в вышеуказанном примере родители, имеющие двоих детей (или более) в возрасте до 18 лет, кроме заявления о применении льготы, должны подать копию свидетельства о рождении ребенка (детей) или документа, подтверждающего установление отцовства.
Кто может претендовать на увеличенный размер налоговой льготы
Налоговым кодексом предусмотрен также повышенный размер льготы, которой могут воспользоваться многие граждане.
Человеку, имеющему два основания (и более) для получения налоговой льготы (например, как Герой Украины и чернобылец первой категории), предоставляется только одна льгота - большего размера.
Кому предоставляется льгота в размере 150 процентов (в 2012 году составляет 804 гривни 75 копеек):
- Лицам, относящимся к первой и второй чернобыльским категориям.
- Ученикам, студентам, аспирантам, ординаторам, адъюнктам.
- Инвалидам I и II групп (в том числе инвалидам с детства).
- Лицам, которым была присуждена пожизненная стипендия как гражданам, пострадавшим от преследований за свою правозащитную деятельность (включая журналистов).
- Участникам боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие закона "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты".
Кроме того, на каждого ребенка в возрасте до 18 лет 150-процентная льгота предоставляется следующим лицам:
- одиноким матерям или отцам, вдовам или вдовцам, опекунам и попечителям;
- лицам, содержащим ребенка-инвалида (на каждого такого ребенка).
Кому предоставляется льгота в размере 200 процентов (в 2012 году составляет 1073 гривни):
- Героям Украины, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лицам, награжденным четырьмя и более медалями "За отвагу".
- Участникам боевых действий во время Второй мировой войны, а также лицам, которые в это время работали в тылу, инвалидам I и II групп из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты".
- Бывшим узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны, лицам, признанным репрессированными или реабилитированными.
- Лицам, насильно вывезенным из СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, которые пребывали в состоянии войны с СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками.
- Лицам, находившимся на территории блокадного Ленинграда с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
Пенсии в Украине в 2016 году
Пенсионный возраст для мужчин - Право на пенсию по возрасту в 2016 году в Украине имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет.
Пенсионный возраст для женщин - В 2016 году право на пенсию по возрасту получат женщины, которые родились с 1 октября 1958 по 31 марта 1959 года. Право на пенсию у них возникнет в день, когда им исполнится 57,5 лет – в период с 1 апреля по 30 сентября 2015 года.
У женщин, которые родились с 1 октября 30 сентября 1959 года и по 31 марта 1960 года право на пенсию возникает уже в 58 лет, то есть с 1 октября по 31 марта 2017 года.
Не распространяется, как и раньше — остается 55 лет — повышение пенсионного возраста на женщин следующих категорий:
воспитавших 5 и более детей или детей инвалидов;
участников боевых действий;
лилипутов и карликов;
инвалидов по зрению I группы.
По пенсионному возрасту женщинам, работавших с вредными условиями труда по Спискам №1 и №2 см. сюда.
Женщинам за каждые полгода после 55 лет — 2,5 % к пенсии
На период повышения пенсионного возраста женщин назначаемая пенсия женщинам будет увеличиваться на 2,5 % за каждые полгода более позднего, чем 55 лет выхода на пенсию. Это касается женщин, которые родились до 31 декабря 1961 года.
Возраст для социальной помощи женщинам
Повышение до 63 лет (вместо 58 лет) минимального возраста для назначения государственной социальной помощи женщинам, которые не приобрели права на пенсию. Это касается тех женщин у которых страховой стаж менее 15 лет. Это повышение возраста будет происходить постепенно в течение 10 лет – по полгода за каждый год. В 2016 году — в 58,5 лет.
Страховой (пенсионный) стаж
Минимальный страховой стаж – и для мужчин, и для женщин – 15 лет. Страховой стаж для назначения минимальной пенсии по возрасту: для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет.
Средняя зарплата для пенсии — средняя за 2013, 2014 и 2015
В Законе Украины №1058-IV остается норма о том, что при назначении (расчете) пенсии применяется средняя заработная плата за три предыдущих года, то есть 2016 году — за 2013, 2014 и 2015 годы.
В наше время исполнение этого Закона — в руках Кабмина Украины.
Минимальный размер пенсии
Минимум до 1 мая 2016 года минимальная пенсия будет оставаться 1074 гривень.
Максимальный размер пенсии
Максимальный размер пенсии ограничен уровнем 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан. Минимум до мая 2016 этот минимум останется равным 1074 грн. Так что этот максимум составляет в 2016 году 1074 х 10 = 10740 гривень. На ранее назначенные пенсии ограничение максимальным размером не распространяется.
Подоходный налог с пенсии в 2016 году
Подоходный налог с пенсий, которые в три превышают минимальную зарплату в Украине: 1378 х 3 = 4134 гривни. Налог берется с той суммы, на которую превышается 4134 гривни.
Говорят, такие «огромные» пенсии в Украине получают аж 3,5 % пенсионеров!
Заработная плата до 1 июля 2000 года не учитывается
С 1 января 2016 года при назначении пенсии по возрасту заработная плата до 1 июля 2000 года уже не может учитываться, как это было раньше.
Оптимизация заработка для расчета пенсии
Из заработка для исчисления пенсии можно исключать периоды:
ухода за ребенком до 3-х лет;
ухода за инвалидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом;
срочной военной службы;
безработицы.
За период получения пособия по безработице в качестве заработной платы учитывается минимальная заработная плата.
Пособие работникам бюджетной сферы
Установлено единовременное пособие в размере 10 назначенных пенсий при выходе на пенсию работникам бюджетной сферы (образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты).
85% пенсии работающим пенсионерам
Пенсии работающим пенсионерам выплачиваются в размере 85 процентов, но не менее 1074 х 1,5 = 1611 гривень.
Отсрочка выхода на пенсию
Как и раньше — гипотетическая возможность добровольной отсрочки выхода на пенсию:
при отсрочке до 5 лет пенсия повышается на 0,5 % за каждый месяц работы после достижения пенсионного возраста;
свыше 5 лет – на 0,75 %.
Отсрочка выхода на пенсию осуществляется по выбору лица и без обязательного обращения в пенсионные органы об отсрочке выхода на пенсию по достижении пенсионного возраста.
Научные пенсии в 2016 году
Ученые пострадали, наверное, больше всех: размер пенсии рассчитывается уже не от 80 % заработной платы, а всего лишь от 60 % — на 20 % меньше, чем раньше.
Пенсии по выслуге лет в 2016 году
Постепенное повышение пенсионного возраста для женщин, которые имеют право на пенсию по выслуге лет — с 50 лет до 55 лет.
Постепенное увеличение страхового стажа для пенсии по выслуге лет для трактористов и др.:
для мужчин с 25 до 30 лет; для женщин с 20 до 25 лет.
Постепенное увеличение специального стажа, который необходим для назначения пенсии по выслуге лет для всех работников образования и здравоохранения до 30 лет.
Повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста за работу по Списку №1 для женщин с 45 лет до 50 лет.
Увеличение общего страхового стажа, который необходим для назначения льготной пенсии по Списку №1:
— для мужчин с 20 до 25 лет;
— для женщин с 15 до 20 лет.
Повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста за работу по Списку №2 для женщин с 50 лет до 55 лет.
Увеличение общего страхового стажа, который необходим для назначения льготной пенсии по Списку №1:
— для мужчин с 25 до 30 лет;
— для женщин с 20 до 25 лет.
Кто и в каком размере имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг?
По состоянию на 1.01.2014р. право на льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством имеют следующие категории граждан в следующих размерах:
Справочная информация
К членам семьи льготника при предоставлении льгот в соответствии с п. 5 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины относятся:
а) жена (муж),
б) их несовершеннолетние дети (до 18 лет);
в) неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы;
г) лицо, которое проживает вместе с инвалидом войны I группы и ухаживает за ним при условии, что инвалид войны не состоит в браке;
д) нетрудоспособные родители;
е) лицо, находящееся под опекой или попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживает вместе с ним.
Нетрудоспособными лицами считаются
а) дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, но стали инвалидами до 18 лет;
б) отец, мать, жена, муж, если они являются инвалидами или достигли - 60 лет.
К лицам на содержании относятся:
а) несовершеннолетние дети до 18 лет, а при обучении до 23 лет, дети совершеннолетние, но нетрудоспособные, несовершеннолетние дети внебрачные, усыновленные, нетрудоспособные родители, жена, которая находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-6 лет, неработоспособна жена, трудоспособные члены семьи, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками, не достигшими 8 летнего возраста, инвалидами I гр., ребенком- инвалидом до 16 лет.
б) лица, которые находятся на полном содержании льготника или получают от него помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию, то есть лица, которые не имеют собственных доходов.
К родителям при предоставлении льгот, согласно ст. 121 Семейного кодекса Украины относятся лица, права и обязанности между которыми основываются на происхождении ребенка от них, удостоверенному государственными органами регистрации актов гражданского состояния.
Какие документы необходимо для оформления льгот, где их можно получить, куда обращаться за консультацией и для оформлением льгот?
Для реализации права на льготы по оплате на жилищно - коммунальные услуги гражданам необходимо по месту регистрации обратиться с заявлением в орган труда и социальной защиты райгосадминистрации.
К заявлению прилагаются справка о составе семьи, копии документов, подтверждающих право льготника на льготы (с предъявлением оригиналов этих документов), копия справки о присвоении идентификационного номера в Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей, информация о характеристике жилья и услуги, на получение которых он имеет льготы и реально ими пользуется и предъявляется паспорт.
С целью усовершенствования учета лиц, имеющих право на льготы по социальному признаку Кабинет Министров Украины ввел Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы (ЕГАРЛ).
ЕГАРЛ - это единая электронная (автоматизированная) информационно - аналитическая система учета лиц, имеющих право на льготы по социальному признаку, которая создана для налаживания учета данных о льготных категориях, и внедрение адресных расчетов с организациями и предприятиями -поставщиками услуг за фактически предоставленные услуги льготникам.
Как самостоятельно рассчитать размер льгот, чтобы проверить правильно их насчитали?
Гражданам, имеющим в соответствии с законодательством льготы по оплате жилищно -коммунальных услуг, указанные льготы на использование природного газа предоставляются в пределах таких норм (постановление Кабинета Министров Украины от 01.08.1996 г. № 879):
в размере 21 кв. метр отапливаемой площади на каждое лицо, которое постоянно проживает в жилом помещении (доме) и имеет право на скидку платы, и дополнительно 10,5 кв. метра на семью - 11 куб. метров природного газа на 1 кв. метр площади в месяц в отопительный период;
для семей, которые состоят лишь из нетрудоспособных лиц (статьи 12, 13, 14 и 15 Закона Украины " О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"), в размере 42 кв. метра отапливаемой площади на каждое лицо, имеющее право на скидку платы, и дополнительно 21 кв. метр на семью - 11 куб. метров природного газа на 1 кв. метр площади в месяц в отопительный период;
в случае пользования газовой плитой при наличии централизованного горячего водоснабжения - 9,8 куб. метра на одного человека в месяц;
в случае пользования газовой плитой при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя - 18,3 куб. метра на одного человека в месяц;
в случае пользования газовой плитой и водонагревателем - 23,6 куб. метра на одного человека в месяц. в случае пользования газовой плитою и водонагревателем - 23,6 куб. метра на одного человека в месяц.
Какими будут налоги в 2016 году
Верховная Рада Украины проголосовала за проект Налогового кодекса Украины вечером 24 декабря. В так называемый компромиссный вариант налогового проекта, опубликованный 22 декабря, были внесены дополнительные изменения.
Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда снижается, а упрощенная система остается в формате 2015 года.
Уменьшение налогового бремени на фонд оплаты труда почувствуют граждане, которые платили единый социальный взнос (ЕСВ).
1. Ставка ЕСВ в 2016 году снижена до 22%, отменены отчисления работника (сейчас работодатель в среднем платит около 37%, работник 3,6%). Верхний предел для начисления ЕСВ сохранен и поднят до 25 минимальных заработных плат (34 450 грн) (сейчас 17 мзп или 23 426 грн).
2. Ставка НДФЛ на 2016 год установлена в размере 18% (сейчас 15% из зарплат до 12 180 грн, и 20% из сумм превышения над 12 180 грн). Налоговая социальная льгота остается неизменной - 50% от минимальной заработной платы (689 грн). По сравнению с 2015 годом почти не меняется круг плательщиков, имеющих право применять эту налоговую социальную льготу: она будет предоставляться для заработных плат не выше 1 930 грн (для сравнения - предыдущим проектом предлагалось увеличить уровень зарплат для применения социальной льготы до 4 134 грн). Военный сбор (1,5%) сохранен.
Что касается единого налога, то произошло смягчение позиции - в 2016 году упрощенная система налогообложения оставлена без изменений.
1. Юридическим лицам сохранили право находиться на упрощенной системе.
2. Для плательщиков III группы уменьшен годовой объем дохода в 5 млн грн (сейчас - до 20 млн грн).
3. Увеличены ставки для плательщиков III группы: с 2% до 3% (для плательщиков НДС) - и с 4% до 5% (для неплательщиков НДС);
4. Ставки единого налога для IV группы плательщиков (сельхозпредприятий) повышены в 1,8 раза;
5. На 2016 год отменено применение коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли для определения базы налогообложения для плательщиков единого налога IV группы.
Одним из спорных вопросов в новом налоговом законопроекте был вопрос спецрежима НДС для сельскохозяйственных компаний. Депутаты согласовали, что спецрежим по НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей будет меняться постепенно. Сейчас 100% остается в распоряжении плательщика. В 2016 году будут действовать дифференцированные подходы к распределению начисленных сумм НДС для:
- растениеводства: 15% НДС остается производителю на спецсчете, 85% - перечисляется в бюджет;
- свиноводства и птицеводства - 50% на 50%;
- скотоводства: 80% НДС остается предприятию, 20% - идет в бюджет.
В то же время им восстановлено право на возмещение НДС из бюджета при экспорте зерновых и технических культур.
Повышение ставок акцизного налога в 2016 году будет проходить в несколько этапов и существенно увеличит для украинцев стоимость подакцизных товаров.
Отмененная дополнительная импортная пошлина, несколько удешевит импортные товары с 1 января.
Ставки налога на недвижимость увеличены - до 3% минимальной заработной платы за 1 кв. м. площади (устанавливают местные советы) (сейчас 2%). В то же время отменены льготы для складских и промышленных зданий.
В 2016 году налог в размере 25 000 грн в год будет взыматься с автомобилей стоимостью более 750 минимальных заработных плат или более 1 млн грн, а также квартир и домов площадью более 300 кв. м. и 500 кв. м. соответственно для юридических и физических лиц.
Около 20% людей, которые подпадают под действующий с 1 июля новый механизм предоставления льгот, или 960 тыс. человек, могут потерять право на скидки при оплате за пользование жильем и коммунальные услуги. Об этом сообщает пресс-служба Министерства социальной политики Украины со ссылкой на заместителя главы ведомства Виталия Мущинина.
"Под действие нового механизма попадает около 4 млн 700 тыс. льготников… Из них, по оценкам Минсоцполитики, около 3 млн 713 тыс. сохранят свою льготу, а 960 тыс. могут свои привилегии потерять", - говорится в сообщении.
По словам Мущинина, с 1 июля льготы предоставляются в случае, если среднемесячный доход семьи льготника в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев не превышал размера социальной налоговой льготы (в 2015 году - 1710 грн). Чтобы получить льготу, гражданин должен подать справку о доходах до сентября этого года. Если его доход не превышает 1710 грн, человек имеет право на получение льгот в течение следующих шести месяцев. Кроме того, льготник имеет право так же на оформление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Кабинет министров Украины постановлением №389 от 4 июня 2015 года установил новый порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом среднемесячного дохода семьи. Льготы распространяются на оплату за пользование жильем, коммунальные услуги, сжиженный газ, топливо и телефон. Под действие нового механизма подпадают лица, имеющие право на льготы согласно законодательству Украины об охране здоровья, Кодексу гражданской защиты и законам "Про милицию", "Про статус и социальную защиту граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы", "Про статус ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", "Про основные начала социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине", "Про образование", "Про библиотеки и библиотечное дело", "Про защиту растений", "Про охрану детства", "Про жертвы нацистских преследований", "Про социальную защиту детей войны" и "Про культуру".
Мущинин напомнил, что продолжает действовать система жилищных субсидий. Лица, которые не подпадают под действие системы льгот, или граждане, имеющие право на льготы, но доход которых недостаточно для оплаты за коммунальные услуги, могут воспользоваться программой жилищных субсидий. "Программа жилищных субсидий для человека выгоднее получения льготы", - убежден представитель Минсоцполитики.
Укрзализныця лишила льготного проезда 7 категорий граждан
С 1 июня 2015 вступают в силу изменения в правила перевозки лиц льготных категорий, которые касаются и железнодорожного транспорта. Изменения связаны с действием Закона Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" от 28 декабря 2014 № 76-VIII, сообщает пресс-служба Укрзализныци.
Так в соответствии с изменениями в законе, теряют право бесплатного проезда в пригородном сообщении, а такжене будут ездить бесплатно железнодорожным транспортом один раз в два года (туда и обратно) или один раз в год (туда и обратно) с 50%-ной скидкой:
- военнослужащие, которые в период войны проходили военную службу в Вооруженных Силах бывшего СССР, труженики тыла, а также другие лица, указанные в статье 9 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии социальной защиты";
- Герои Украины, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Герои Социалистического труда;
- бывшие несовершеннолетние (которым на момент заключения не исполнилось 18 лет) узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, а также дети, которые родились в указанных местах принудительного содержания их родителей;
- бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;
- лица, которые были насильно вывезены на принудительные работы на территорию Германии или ее союзников, находившихся в состоянии войны с бывшим Союзом ССР, или на территории оккупированных Германией других государств;
- жены (мужья) умерших жертв нацистских преследований, признанных при жизни инвалидами III группы от общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам, которые не женились во второй раз;
- дети партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистическим режимом в тылу врага, которых в связи с патриотической деятельностью их родителей были подвергнуты репрессиям, физическим расправам, гонениям.
Теряют право на бесплатный проезд в поездах пригородного сообщения ветераны труда, дети войны, а также лица, сопровождающие больного ребенка к месту лечения (реабилитации), оздоровления и обратно (по направлению медицинских учреждений).
Кроме того, утратили право пользоваться без ограничения пригородным железнодорожным транспортом в период с 1 октября по 15 мая с 50%-ной скидкой и такой же скидкой на проезд один раз в год (туда и обратно)бывшие малолетние узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанные инвалидами III группы от общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам.
Пользоваться услугами пригородного железнодорожного транспорта безвозмездно больше не смогут лица, награжденные Орденом Героев Небесной Сотни, Герои Советского Союза, полные кавалеры Ордена Славы, награжденные четырьмя и более медалями "За отвагу", Герои Социалистического труда, удостоенные звания за труд в период ВОВ 1941-45 лет. Кроме того, для этой группы лиц отменен бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) в двухместном купе скорых и пассажирских поездов.
С 1 июня сохраняется льготный проезд для пенсионеров по возрасту, чернобыльцев и инвалидов в пригородном сообщении, а в дальнем сообщении льготами и в дальнейшем смогут воспользоваться 18 из 25 категорий. Среди них участники боевых действий, инвалиды войны всех групп, инвалиды и дети инвалидов, лица, сопровождающие инвалида I группы и ребенка-инвалида, студенты, участники и инвалиды Великой Отечественной войны и другие.
Реализовать свое право на льготный проезд в пригородном сообщении могут граждане, достигшие пенсионного возраста или имеют группу инвалидности в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украины № 354 от 17.05.1993 и № 555 от 16.08.1994.
В метро льготников начинают пускать лишь по карточке киевлянина
С 1 июля двенадцать льготных категорий населения смогут воспользоваться своим правом бесплатного проезда в метро исключительно по карточке киевлянина. Такое решение было принято на сессии Киевсовета еще в мае этого года. В частности, изменения коснутся родителей многодетных семей, инвалидов III группы и пенсионеров Киева. Об этом напоминает коммунальное предприятие Киевский метрополитен.
Как сообщает пресс-служба КГГА, городская власть позаботилась о сохранении льгот на проезд для жителей Киева, которые были отменены в декабре прошлого года на общегосударственном уровне. Так, столичные ветераны труда или дети войны для бесплатного проезда в подземке могут пользоваться своим пенсионным статусом и карточкой киевлянина.
Материал подготовил Владимир Смирнов
|
чем дальше в лес,тем больше дров,вот вам европа,жопа
ОтветитьУдалить