среда, 31 августа 2016 г.

Государство не будет выплачивать деньги по решению суда


Государство не будет выплачивать деньги по решению суда






















Министр юстиции Украины Павел Петренко разработал законопроект, который был одобрен на заседании Кабинета Министров Украины и уже внесен в Верховную Раду. 


Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно способа выполнения судебных решений» предусматривает введение альтернативного механизма исполнения решений национальных судов, в том числе и тех, которые подлежат выполнению в рамках решения Европейского суда, ответственность за невыполнение которых несет государство, и которые невозможно своевременно выполнить в связи с отсутствием достаточных средств в государственном бюджете на указанные цели. При этом, механизм и способ выполнения таких решений предлагается определять в Законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Фактически Законом о бюджете предлагается изменить действие положений других законов Украины относительно выполнения судебных решений, вынесенных не в пользу государства и установить новый порядок и условия их выполнения.
Такое предложение Министерства юстиции нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку ставит в приоритет права государства над правами граждан, хотя ст. 4 Конституции Украины наоборот определяет, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Так, в частности, принципы социального государства воплощены в ратифицированных Украиной международных актах: Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 года, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, и решениях Европейского суда по правам человека.
Обязательный характер судебного решения, вынесенного именем государства, подчеркивает авторитет судебной власти и способствует образованию в государстве режима законности. Условия и порядок выполнения на территории Украины судебных решений определяются Законом Украины «Об исполнительном производстве», а на территориях других государств - международными договорами Украины.
И именно изменение порядка исполнения судебных решений, выполнение которых гарантированно государством, а также по решениям Европейского суда по правам человека, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины по своей правовой природе является временным прекращения действия во времени и / или по кругу лиц специальных законов, которыми установлен порядок исполнения решений и должно осуществляться в соответствии с требованиями Конституции Украины. Эта юридическая процедура находится в органической связи с отменой законов, внесением в них изменений и дополнений. Следовательно, в таком случае законом о Государственном бюджете Украины прекращается на определенный срок правовое регулирование отношений в сфере исполнения судебных решений, выполнение которых гарантированно государством, а также по решениям Европейского суда по правам человека, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины, останавливается действие механизма реализации конституционных социально-экономических прав граждан, что приводит к ограничению права на социальную защиту. Определение иного порядка выполнения решений чем установлено специальными законами, законом о Государственном бюджете Украины фактически останавливает и отменяет их действие.
При этом, законописцев не волнует то, что конституционный суд Украины неоднократно рассматривал по обращениям субъектов права на конституционное представление дела и принимал решения, в которых признавал отдельные положения законов о Государственном бюджете Украины относительно остановки или ограничения льгот, компенсаций и гарантий такими, не соответствующими Конституции Украины (решение Конституционного Суда Украины от 20 марта 2002 года N 5-рп / 2002 (дело относительно льгот, компенсаций и гарантий), от 17 марта 2004 года N 7-рп / 2004 (дело о социальной защите военнослужащих и работников правоохранительных органов), от 1 декабря 2004 года N 20-рп / 2004 (дело о приостановлении действия или ограничении льгот, компенсаций и гарантий), от 11 октября 2005 года N 8-рп / 2005 (дело об уровне пенсии и ежемесячного пожизненного денежного содержания) .
В своих решения Конституционный суд Украины отмечал, что остановка действия положений законов, которыми определены права и свободы граждан, их содержание и объем, является ограничением прав и свобод и может иметь место только в случаях, предусмотренных Основным Законом Украины. В статье 64 Конституции Украины исчерпывающе определены такие случаи, а именно предусмотрено, что в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод человека с указанием срока действия этих ограничений, и определен ряд прав и свобод, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельств.
Вследствие остановки на время действия действующих законов Украины, которыми установлено компенсации или другие формы социальных гарантий, происходит фактическое снижение жизненного уровня граждан.
Итак, согласно части третьей статьи 22, статьи 64 Конституции Украины право граждан на социальную защиту, другие социально-экономические права могут быть ограничены, в
том числе остановкой действия законов (их отдельных положений), только в условиях военного или чрезвычайного положения на определенный срок.
Кроме того, в части второй статьи 8 Конституции Украины установлено требование относительно законов Украины - все они принимаются исключительно на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.
К полномочиям Верховной Рады Украины как единого органа законодательной власти в Украине относится принятие законов (пункт 3 части первой статьи 85, статья 91 Конституции Украины). Исключительно законами Украины устанавливаются, в частности, Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины (пункт 1 части второй статьи 92 Конституции Украины).
Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах - на другой период (часть первая статьи 96 Конституции Украины) путем принятия соответствующего закона.
Требования к содержанию закона о Государственном бюджете Украины содержатся в части второй статьи 95 Конституции Украины, положения которой конкретизированы в статье 38 Бюджетного кодекса Украины. При этом, установленный частью второй статьи 95 Конституции Украины, частью второй статьи 38 Бюджетного кодекса Украины перечень правоотношений, регулируемых законом о Государственном бюджете Украины, является исчерпывающим.
Из содержания приведенных положений Конституции Украины и Кодекса усматривается, что закон о Государственном бюджете Украины как правовой акт, четко обусловлен понятием бюджета как плана формирования и использования финансовых ресурсов, имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины - он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные нужды, поэтому этим законом не могут вноситься изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться другое (дополнительное) правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов Украины. Такое положение закреплено и в части третьей статьи 27 Кодекса.
Целью и особенностью закона о Государственном бюджете Украины является обеспечение надлежащих условий для реализации положений других законов Украины, которые предусматривают финансовые обязательства государства перед гражданами, направленные на их социальную защиту, в том числе и предоставление льгот, компенсаций и гарантий. Следовательно, при принятии закона о Государственном бюджете Украины должны быть соблюдены принципы социального, правового государства, верховенства права, обеспечена социальная стабильность, а также сохранены льготы, компенсации и гарантии, обеспечение права каждого на судебную защиту (статья 55 Конституции Украины).
Поскольку предмет закона о Государственном бюджете Украины четко определен в Конституции Украины, Кодексе, то этот закон не может отменять или изменять объем прав и обязанностей, льгот, компенсаций и гарантий, предусмотренных другими законами Украины.
Таким образом, из системного анализа положений Конституции Украины, Кодекса, практику остановки законом о Государственном бюджете Украины действия других законов Украины, следует, что установление другого (дополнительного) правового регулирования отношений, чем предусмотрено законами Украины, не соответствует статьям 1, 3, части второй статьи 6, части второй статьи 8, части второй статьи 19, статьям 21, 22, пункта 1 части второй статьи 92, частям первой, второй, третьей статьи 95 Конституции Украины.
В данном случае Верховная Рада Украины не полномочна при принятии закона о Государственном бюджете Украины любым образом изменять определенное другими законами Украины правовое регулирование общественных отношений.
Отдельно хочется отметить, что выполнение решений Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) предусмотрено положениями ст. 46 Конвенции, создают специфические правовые обязательства для государства ответчика. Кроме того, воплощение решений основывается на согласии Высоких Договаривающихся Сторон выполнять решения ЕСПЧ в любом деле, где они выступают стороной.
Основу для обеспечения выполнения решений ЕСПЧ устанавливают ст 41 и 46 Конвенции. Обязательства государств по осуществлению необходимых мероприятий подведены Большой палатой ЕСПЧ в ее решении по делу «Скоццари и Джьюнта против Италии» (Scozzari and Giunta v. Italy): «... ст. 46 конвенции следует обязательства Высоких Договаривающихся Сторон исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которой они являются сторонами, тогда как надзор за их выполнением осуществляет Комитет министров. Из этого следует, среди прочего, что решение, в котором Суд нашел нарушение, возлагает на государство ответчика правовую обязанность не просто выплатить соответствующим лицам суммы справедливой сатисфакции, но и утвердить под руководством Комитета министров в национальной правовой системе общие и / или (если это необходимо) индивидуальные меры, направленные на устранение нарушений, выявленных судом, и их последствий. Кроме того, страна ответчик остается свободной (с осуществлением при этом мониторинга со стороны Комитета министров) в выборе средств, с помощью которых она будет выполнять свое обязательство по ст. 46 конвенции, при условии их соответствия тем, которые изложены в выводах решения суда ».
Согласно ст. 8 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» выплата возмещения должна быть осуществлена в течение трех месяцев с момента вступления решения окончательного статуса. В случае нарушения установленного срока на сумму возмещения начисляется пеня. Исполнение решений Европейского суда по правам человека в части выплаты возмещения возложена на органы Государственной исполнительной службы. Так, согласно п. 10 ч. II ст. 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» решение ЕСПЧ подлежат выполнению Государственной исполнительной службой с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».
Государство обязано сама выполнить решение суда в пользу лица: освободить ее от такой обязанности может только письменный отказ лица получить присужденную согласно решению сумму выплат.
Кроме того, согласно статье 17 Закона Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Суда как источник права.
Европейский суд по правам человека в пункте 74 решения по делу "Иммобилиаре Сафф против Италии" отметил, что орган государственной власти не вправе ссылаться на отсутствие средств в оправдание неспособности выполнить судебное решение о выплате долга.
Европейский суд по правам человека в пункте 40 решения по делу "Горнсби против Греции" отметил, что право на суд было бы иллюзорным, если бы национальная правовая система договаривающегося государства допускала невыполнения окончательного и обязательного судебного решения в ущерб одной из сторон.
Если административный (исполнительный) орган отказывается выполнять, не выполняет или затягивает выполнение судебного решения, то согласно статье 6 гарантии, которые обеспечиваются стороне на этапе судебного разбирательства дела, фактически теряют свой смысл (решение по делу "Пиалопулос и другие против Греции", пункт 68 ).
Следовательно, согласно ст. 9 Конституции Украины международные публично-правовые договоры, является частью национального законодательства Украины. Так, Конституция Украины предоставляет особый статус договорам, регулирующим вопросы прав человека, они всегда получают статус конституционных законов. Фактически, международные договоры, даже получив статус национального законодательства, имеют приоритет в отношении тех актов внутреннего законодательства, им противоречат. То есть, если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставила Верховная Рада Украины, определены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем законе Украины, то должны быть применяемые правила международного договора. Если вопрос согласования внутреннего закона и такого международного акта не был решен одновременно с принятием решения о ратификации соответствующего международного соглашения, с нарушением порядка, предусмотренного в ч. 7 ст. 9 Закона Украины "О международных договорах Украины", то применяются положения международного договора, а действие положений внутренних законов, противоречащих настоящему договору, фактически останавливается.
Таким образом, законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно способа выполнения судебных решений» нарушает сам принцип демократического и правового государства. Принцип верховенства права становится пустой декларацией в условиях невыполнения судебных решений. И как следствие: гражданин - носитель гарантированных Конституции прав и свобод, становится рабом – носителем обязанностей, в первую очередь, по содержанию государственного аппарата.
«Обязанность без права есть рабство» - Ф. Ламенне
Вот такой парадокс.
Автор: Наталия Мартыненко

Комментариев нет:

Отправить комментарий