Вице-премьер-министр Украины Павел Розенко ответил на вопросы читателей «КП» в Украине».
О повышении пенсий
— Кому в этом году пересчитают пенсии?
— Утвержденный государственный бюджет предусматривает повышение прожиточного минимума для пенсионеров дважды — 1 мая и 1 декабря 2017 года. Прожиточный минимум, к размеру которого привязана минимальная пенсия, возрастет как минимум на 10 процентов. И с первого мая он будет составлять 1312 грн., а с 1 декабря — 1373 гривны. На сегодняшний день минимальная пенсия – 1247 грн. Повышение минимальных пенсий коснется приблизительно 8 миллионов пенсионеров. Это программы минимум.
Также мы рассматриваем возможность осовременивания пенсий. Наверное, соответствующие законопроекты будут внесены в парламент совместно с документами по пенсионной реформе. Я надеюсь на то, что в этом году мы осовременим пенсии пяти миллионам человек. Это коснется тех, чьи пенсии находятся в диапазоне 1400-4500 тыс. гривен.
— Как будет проводиться обновления пенсий для работающих и неработающих пенсионеров, а именно – будет ли учитываться индивидуальный коэффициент заработной платы, который учитывался при назначении пенсии?
— У нас есть три модели осовременивания пенсии. И выбранный вариант будет зависеть от возможности Пенсионного фонда и государственного бюджета выделить на это средства. У нас нет дискуссий в правительстве, проводить осовременивание или нет. Безусловно — проводить. Мы прекрасно понимаем, что на протяжении последних четырех лет перерасчета пенсий не происходило. Но для его проведения нужен ресурс, который мы оцениваем в среднем на уровне 40 млрд гривен. От наличия этих средств будет зависеть и модель обновления.
Единственное, что могу сказать точно — мы будем придерживаться принципов социальной справедливости. Больший размер возмещения получат те, кто имеет больший трудовой стаж. Мы работаем над пенсионной реформой, и я надеюсь, что на протяжении месяца или двух мы обнародуем наши планы.
О реформе
— Много читаю о будущей пенсионной реформе. И складывается впечатление, что она закончилась на повышении пенсионного возраста для женщин. Какой вообще будет пенсионная реформа?
— Я считаю, что пенсионная реформа 2011 года не была пенсионной реформой. Пенсионная реформа — это не вопрос повышения пенсионного возраста для женщин и увеличение страхового стажа на 10 лет. Я надеюсь, что нынешняя власть не повторит ошибок 2011 года. Тогда так называемая пенсионная реформа свелась лишь к корректированию или увеличению параметров солидарной пенсионной системы.
На мой взгляд, полноценная пенсионная реформа и полноценная пенсионная система в Украине не заработают, пока не заработают два дополнительных уровня пенсионного страхования. Мы должны принять политическое решение и внедрить накопительную пенсионную систему, еще один уровень – дать возможность работать негосударственным пенсионным фондам.
Вот когда эти составляющие в полной мере заработают в Украине и будет наведен порядок в солидарной системе — вот это и будет пенсионная реформа.
Кстати, часто слышу, что люди не верят в накопление пенсий и предлагают принцип добровольности — мы сами будем себе откладывать. Но так не получается. Было проведено социологическое исследование в США, где тоже обязательная система пенсионного страхования. Так вот: в такой цивилизованной, экономически и финансово грамотной стране лишь 14% людей молодого и среднего возраста готовы самостоятельно откладывать на свое пенсионное будущее. А 86% сказали – нет, мы ничего откладывать не будем. Вот вам и принцип добровольности.
Но вопрос возникает позже. Ты всю жизнь ничего не откладывал, а потом приходит время, это, как правило, 50-55 лет, когда ты понимаешь, что твоя старость уже близко — и у тебя начинается паника. Потому что государство тебя не сможет обеспечивать так, как ты хочешь, если ты сам про себя не думал. Потому во всех странах мира пенсионное страхование является обязательным.
О пенсионном возрасте
— Поднимут ли украинцам пенсионный возраст?
— Учитывая ту продолжительность жизни украинцев, существующий пенсионный возраст является наиболее оптимальным. Повышать пенсионный возраст без существенного повышения длительности жизни невозможно.
Поэтому, на мой взгляд, власть должна сконцентрироваться над вопросом проведения реформирования страны с точки зрения увеличения продолжительности жизни. А это, в первую очередь, медицинская реформа, реформа системы охраны здоровья.
Когда мы улучшим качество жизни украинцев, их социальный статус, повысим длительность жизни, тогда через какое-то время, возможно, через 5-10 лет, можно будет дискутировать на тему повышения пенсионного возраста.
Но я приверженец того, чтобы не делать какие-то карательные методы установления пенсионного возраста. А через систему стимулов стимулировать украинцев выходить на пенсию позже. Например, давая возможность получать значительно большую пенсию при выходе на пенсию в 63 или 65 лет. Когда это не жесткое требование закона, а желание самого человека работать дольше. Если у человека есть такое желание, мы должны дать ему возможность это желание реализовать. Да и говорить про поднятие пенсионного возраста в нынешних для Украины условиях невозможно и не нужно.
Есть негосударственные пенсионные системы, солидарные, смешанные, накопительные. В каждом государстве по-разному регулируются пенсионные системы, и во всех государствах мира они являются обязательными.
О минимальной зарплате
— Вы говорили, что минимальную зарплату можно повысить до 5 тысяч грн. Это вы говорили чисто теоретически или действительно у правительства есть такие планы?
— Думаю, что когда-то это произойдет. На сегодня мы сделали большой шаг. Мы, несмотря на всю критику, получили только позитив от увеличения минимальной зарплаты до 3200 грн.
Вспомните, как жестко вся так называемая оппозиция критиковала правительство за увеличение минимальной зарплаты. Сначала нас полгода «долбали», что мы не повышаем соцстандарты, что надо поднять всем зарплаты и пенсии. Как только правительство заявило об увеличении минимальной зарплаты, те же политики сказали, что власть делает все неправильно. Предрекали большое количество безработных, уход зарплат в тень. Так вот на сегодня от зарплаты в 3200 грн. мы получили на 20% больше поступлений в ПФ, чем должны были собрать. По госбюджету также на 20-25% больше.
Не сбылись прогнозы и по безработице. Благодаря тому, что экономика начала работать, количество зарегистрированных в Службе занятости безработных сейчас на 70 тыс. меньше, чем в это же время в прошлом году. То есть все апокалиптические прогнозы про негативные последствия увеличения минимальной зарплаты не оправдались.
Поэтому, безусловно, дальнейшие шаги по повышению минимальной зарплаты будут. Как, в каких темпах, пока сказать не могу. Я думаю, что примерно в мае-июне мы будем иметь полную картину влияния повышения минимальной зарплаты на экономику Украины. И тогда будем формировать изменение бюджета на этот год или на следующий год. Мы объявим о дальнейших планах относительно повышения минимальной зарплаты примерно в июне-июле.
О налогах
— Прочла сегодня в прессе: налоговики, чтобы выполнить план наполнения бюджета, приходят с проверками к консьержкам и репетиторам, которых ищут по интернету. Говорят, что вынуждены собирать налоги, иначе провалят бюджет Пенсионного фонда. Так что с бюджетом ПФ?
— Неважно, где и кем человек работает. Если он работает, он должен платить взносы в ПФ Украины. Хочет он этого или нет, но это его обязанность. Нужно четко понимать, что люди платят в ПФ свои взносы не для абстрактного вице-премьер-министра Павла Розенко или для министра социальной политики. Они платят для того, чтобы мы могли профинансировать нынешних пенсионеров и увеличить им размер пенсионного обеспечения.
Также, когда они платят взносы, формируют свое персональное пенсионное будущее. Разговоры о том, почему такая маленькая пенсия — это вопрос к самому себе. Как вы на протяжении трудовой жизни формировали свое пенсионное будущее.
Мы понимаем, что сегодня люди с большим стажем в какой-то степени дискриминированы, из-за того что не проводится осовременивание. Мы исправим эту ситуацию. Люди должны понимать, что их пенсионное будущее в их собственных руках. Если все будут платить пенсионные взносы, то налоговая не будет ходить проверять, страна будет развиваться, а пенсионеры будут получать достойные пенсии.
У нас проблема, что из 18 миллионов работающих страховые взносы в ПФ сейчас оплачивают около 11 млн человек. И когда мы говорим о дефиците бюджета ПФ, выходит так, что у нас работающих много, а дефицит колоссальный. В государственном бюджете Украины заложена дотация в ПФ на уровне примерно 140 миллиардов гривен, то есть этой суммы не хватает ПФ Украины для того, чтобы выплачивать пенсии даже в тех мизерных размерах, которые сейчас есть.
По результатам первых трех месяцев мы имеем положительную динамику. Мы собрали на 4 миллиарда гривен больше, чем у нас было запланировано. Это положительные последствия повышения минимальной заработной платы до 3200 гривен. Я надеюсь, что мы сохраним такие темпы поступления к ПФ Украины, и у нас появится реальный ресурс для повышения пенсий в Украине, для проведения осовременивания.
О монетизации
— Слышал, что субсидии хотят монетизировать. Объясните, как будет происходить этот процесс?
— Есть два процесса в системе субсидий. Первый — это расчет между предприятиями — представителями услуг, а второй — сам процесс предоставления субсидий людям. На сегодняшний день, как записано в меморандуме с Международным валютным фондом и как нам советуют эксперты, мы собираемся монетизировать расчеты между предприятиями.
По поводу монетизации субсидий непосредственно людям – это сложный вопрос. В первую очередь, тут есть технологические проблемы. Монетизация платежей усложнит процедуру предоставления субсидий простым людям. И если для городских жителей проблем не много, то для жителей сельской местности сложно даже открыть карту в банке.
Я не хочу усложнять процедуру оформления субсидий. Это будет тяжелее, это будет дольше, это очереди и недовольство людей. Для 7,5 миллиона украинцев монетизированная форма субсидии принесет только неудобства.
На сегодняшний день у нас только 4-5 миллионов пенсионеров делают расчеты через учреждения банков. Это меньше 50% от всех. Поезжайте в любое село под Киевом, и вы там не найдете ни банкомата, ни возможности оплаты карточкой. Здесь ситуация: или мы всем делаем монетизацию, или никому.
Безусловно, со временем мы перейдем к такой форме, но на сегодняшний день при таком количестве субсидиантов мы только обвалим эту систему. Кстати, международные консультанты, которые сегодня работают с нами, полностью соглашаются с этой логикой и прекрасно понимают, что для простого человека система монетизации создаст только неудобства.
— Может, все остальные льготы стоит монетизировать? Ведь часто возникают конфликты, когда пенсионера или атошника не пускают в маршрутку. Людям дали льготы, а транспортные предприятия не получили деньги от государства, вот и возникают конфликты.
— Проблема была одна — у нас не было базы льготников. За два года мы сделали серьезный прорыв в этом плане. У нас уменьшилось количество льготников, например, по жилищно-коммунальным услугам, мы частично перевели их на систему субсидий. Мы лишили льгот тех, кто в них не нуждаются. Мы ликвидировали систему льгот для чиновников, для прокуроров, судей, народных депутатов, министров. Система вип-льгот у нас больше не существует.
Мы систематизировали льготы, и в программе деятельности правительства на 2017 год предусмотрен переход к их монетизации. На сегодняшний день этим занимается Министерство социальной политики, и я знаю, что министр поддерживает эту идею, и надеюсь, что до конца года будем иметь модель монетизации всех льгот.
О пенсионерах МВД
— Будет ли сделан перерасчет пенсионерам МВД?
— У нас пересчеты пенсий и осовременивание пенсий касаются не только МВД. Справедливо ли вырвать сегодня одну категорию граждан, а больше никому не делать? На мой взгляд, это несправедливо. У нас есть чернобыльцы, есть ветераны труда, есть люди, которые отработали по 50-58 лет. Потому, я думаю, что в контексте принятия пенсионной реформы мы сможем провести процесс и осовременивания пенсий, и перерасчета пенсий, в том числе работником МВД.
О собственной пенсии
— Павел Валерьевич, очень интересно – вы сами уже просчитывали, какая у вас будет пенсия согласно ныне действующим правилам?
— Не просчитывал. Но в связи с тем, что я работаю в легальном секторе экономики все свое время, то рассчитываю на более-менее пристойную пенсию. Но точной цифры я не знаю.
О спецпенсиях
— За какие заслуги министр информационной политики Юрий Стець получает пенсию? В 2015-м он получил более 90 тысяч гривен. В 2016-м около 130 тысяч. Кто в Украине получает пенсии по 10 тысяч гривен в месяц?
— Я не буду комментировать своих коллег по правительству. Я не видел его декларацию и не знаю, есть ли там какие-то пенсионные выплаты.
Я могу говорить только о своей позиции. Я категорический противник любых персональных пенсий в Украине. Не должно быть никаких преференций. И мы это сделали! С 1 июня 2015 года такой системы спецпенсий в Украине нет. Ни для министров, ни для нардепов, ни для госслужащих или прокуроров. Все они сегодня считаются по закону про общеобязательное госпенсионное страхование как обычные люди. И это, я считаю, 100%-ное достижение нынешнего правительства. Критики власти об этом мало говорят, но мы сделали это – ликвидировали систему спецпенсий и льгот для чиновников. Теперь у нас нет спецпенсий и нет пенсий выше 10 тыс. грн.
Но закон обратной силы не имеет, и мы не можем снизить пенсии тем, кому они уже были оформлены. Поэтому в Украине есть люди, которые получают свыше 10 тыс. грн. Их около 17 тыс. человек. Из них 90% — это бывшие прокуроры, судьи, нардепы. В частности, самую большую пенсию 50 тыс. грн. получает летчик-герой Украины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий