Непонятна также чрезмерная оптимистичность правительства относительно показателей наполнения бюджета, ведь его доходы формируются на недостаточно реалистичных показателях ВВП, инфляции и поступлений от налоговых платежей
За последние годы правительство впервые в законодательно установленные сроки, до 15 сентября разработав и представив в парламентбудущую смету государства в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (регистр. № 5000), сразу не отозвал его. Вместе с тем, следует отметить, что это в большей степени процедурные, а не содержательные достижения правительства по обеспечению эффективности бюджетного процесса в будущем году.
Среди положений государственной сметы наиболее уязвимыми и такими, что вполне свидетельствуют об отсутствии стратегической стабильности в бюджетной сфере, является норма о возможности не соблюдать правительством параметров долговой безопасности при формировании бюджета или внесении изменений в уже утвержденный бюджет. В соответствии с действующими положениями, государственный долг должен быть не более 60% ВВП, а согласно проекту — 89% без предельного ограничения. Это означает возможность ситуативного принятия решений и то, что базовыми статьями бюджетных расходов наряду с расходами пенсионного фонда, социальными расходами, субсидиями по погашению стоимости коммунальных платежей остаются государственные кредиты и их обслуживание, а не развитие страны и стабильная обеспеченность законодательных гарантий ее граждан.
Непонятна также чрезмерная оптимистичность правительства относительно показателей наполнения бюджета, ведь его доходы формируются на недостаточно реалистичных показателях ВВП, инфляции и поступлений от налоговых платежей. Очередное латание дыр за счет увеличения таможенных платежей и акцизов никоим образом не способствует открытости таких рынков и в конечном итоге приводит к росту цен на конечную продукцию.
Предусмотренное в проекте увеличение расходов на содержание силовых структур(Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, НАБУ), наверное, могло бы быть оправданным в случае публично заверенной эффективности их работы и динамичных положительных изменений в этих сферах.
Еще одним вызовом в реализации финансовой децентрализации от правительства стало предложение об увеличении расходных полномочий местных бюджетов. На их содержание передается дополнительно ряд учреждений здравоохранения, образования, в частности в части оплаты всех коммунальных платежей. Также часть предусмотренных законодательством социальных выплат ветеранам, многодетным семьям, чернобыльцам, инвалидам должны быть спланированы именно в расходах местных бюджетов.
Отмечая в отдельных территориальных общинах и регионах определенную заинтересованность местных органов власти в развитии собственной территории и рост их предпринимательского потенциала, предложенные расходные полномочия местных бюджетов должны подлежать дифференцированному подходу в зависимости от реальных возможностей территориальной общины брать на себя соответствующие обязательства и учитывая соблюдение качества предоставления общественных услуг, в частности, в малых территориальных поселениях.
Поддержка экономической деятельности, которая по сути является рычагом обеспечения толчка к позитивным социально-экономическим изменениям, в будущем бюджетном периоде среди других расходов занимает всего лишь чуть более 7% (преимущественно поддержка аграрного сектора и инфраструктурное развитие регионов).
Законодательно не нормируемыми есть вопросы, касающиеся борьбы соффшорными операциями и детенизацией экономики.
Остается надеяться, что положительное изменение правительственного подхода к дисциплине бюджетного планирования станет начальным компромиссом по подконтрольности публичных финансов, открытости и эффективности бюджетного процесса, в основе которого не преимущества политических интересов, а реальные возможности государства, основанные на взаимосвязи между государственными целями, задачами и финансовыми ресурсами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий