пятница, 23 сентября 2016 г.

РАЗВОД НАРОДА ПРОДОЛЖАЕТСЯ.


ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ НУЖДАЕТСЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ



Радикальные преобразования пенсионной системы Украины – среди наиболее актуальных задач, стоящих перед властью страны. В республике растет количество граждан пожилого возраста, что объясняется, к сожалению, не столько увеличением продолжительности жизни, сколько отъездом многих молодых украинцев за границу. Недостатки порядка нынешнего пенсионного обеспечения очевидны. Это, прежде всего, огромная разница в так называемых специальных пенсиях — бывших госслужащих, военных, научных работников и др. — и остальных пенсионеров, пенсии которых близки, а иногда и меньше, размера прожиточного минимума.
Большие проблемы связаны и с постоянно растущим дефицитом Пенсионного фонда, который, как известно, покрывается за счет бюджетных средств. К началу прошлого года этот показатель находился на уровне 77 млрд грн. По оценке Минфина, за 2015 г траты госказны на поддержание пенсионной системы достигли 13,7%, в том числе непосредственные расходы на выплаты пенсий – 4,2%. В текущем году вопрос еще более обострился: с сокращением ЕСВ до 22% дефицит Фонда уже превышает 140 млрд грн. Отсюда настоятельное требование МВФ неотложного реформирования системы пенсионного обеспечения. В противном случае возможно прекращение сотрудничества.
Сейчас в Украине действует солидарная пенсионная система – деньги поступают в ПФУ благодаря налогообложению работающих граждан. Однако в развитых экономиках стран мира более широко используется накопительная система, при которой соцвзносы поступают не непосредственно в Фонд, а на персональные счета того или иного лица, после чего, подобно процентам по банковским вкладам, на них тоже начисляются проценты.
Наконец, известен и третий вариант или третий уровень пенсионной системы – на будущую пенсию человек копит самостоятельно.
В настоящее время в Украине действует лишь солидарная пенсионная система, при которой, как уже говорилось, Пенсионный фонд получает дотации из госбюджета. Наряду со значительным негативным сальдо ПФУ, экспертами отмечается также и неэффективность его действующей на сегодняшний день структуры. В его штате 40 тыс работников. При этом, по оценке группы верификации Минфина, до 15% всех денег Фонда расходуются с правовыми нарушениями, сообщает еженедельник Бизнес.
В то же время в республике уже разработан законопроект №4608, предусматривающий введение второго уровня пенсионной системы. Однако депутатский корпус не спешит с его принятием. Минсоцобеспечения считает, что пока страна еще не может себе этого позволить. Такая позиция власти сохраняет низкий уровень большинства пенсий, давит на экономику, сокращает инвестиции, поскольку пенсионные накопления могли бы работать в народном хозяйстве.
Политэлита предпочитает по традиции время от времени незначительно повышать суммы пенсий. В результате в обществе поддерживаются иждивенческие настроения и игнорируются требования объективной реальности, свидетельствующей об актуальности введения накопительного пенсионного обеспечения.
Как уже отмечалось, пенсионная реформа – в числе условий, которые выдвинул МВФ, без нее невозможно получение очередного транша кредита. В проекте меморандума о сотрудничестве с Фондом, содержание которого приводят СМИ, имеется, в частности, требование о постепенном повышении возраста выхода на пенсию, хотя конкретные цифры и не указываются.
Кроме того, предусматриваются более жесткие нормы, регламентирующие получение минимальной пенсии, ликвидация специальных пенсий и формирование условий для существования в стране одновременно с солидарной системой накопительного пенсионного обеспечения, вводятся дополнительные ограничения по досрочному выходу на пенсию.
«Среди других требований к пенсионной реформе — установление единого принципа пенсионного обеспечения без предоставления льгот для каких-либо профессий (кроме военных), расширение базы для взносов в систему социального обеспечения, установление справедливого налогового режима для пенсий, обеспечение более тесной связи между пенсионными взносами и размером пенсии, что должно стимулировать граждан декларировать свои реальные доходы», — пишет сайт Апостроф.
Вместе с тем в эфире программы «ТСН. Тиждень» премьер Владимир Гройсман, оценив дефицит ПФУ уже в пределах 150 млрд грн, отметил, что конкретно цель повышения пенсионного возраста не преследуется, задача – создание такой системы, которая могла бы действовать на постоянной основе. В данный же момент нельзя говорить о какой бы то ни было эффективности пенсионного обеспечения. Но вопрос изменения пенсионного законодательства – это компетенция парламента, напомнил глава правительства.
В своем выступлении на телеканале «112 Украина» министр соцполитики Андрей Рева рассказал о главной, по его мнению, проблеме ПФУ. Дело не в возрастном факторе, а в том, что в стране из 26 млн трудоспособных граждан работают лишь 16 млн, а из них единый социальный взнос выплачивают не более 10 млн человек.
Комментируя высказывание директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, которая в своем обращении призвала руководство Украины к проведению пенсионной реформы, член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран отметил следующее.
По всей видимости, преобразования пенсионной сферы сведутся лишь к снижению расходов на обеспечение пенсиями либо же будут введены дополнительные сборы для сокращения дефицита Пенсионного фонда. Эксперт выразил уверенность в невозможности еще в текущем году осуществить реформу, предусматривающую введение накопительной или же смешанной системы. Даже в следующем году на пути решения этих задач стоит множество проблем.
Каким образом можно будет обеспечивать поступления в ПФУ при отмене пенсионного взноса? При нынешнем дефиците Фонда и военном бюджете этого и следующего года, близкого к 129 млрд грн, возможности обеспечить ресурсами Фонд эксперт не видит. В результате фактически будет только возрастать роль солидарной системы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий